Уровень образования: основное общее образование
Класс: 8 класс
Цель урока: сформировать понятие о классе соли.
Задачи урока:
- повторить классификацию веществ;
- рассмотреть состав и строение солей;
- повторить общие правила названия соединений;
- рассмотреть номенклатуру солей;
- продолжить обучение определению степени окисления элементов и зарядов ионов в сложных соединениях;
- рассмотреть какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: информационно-коммуникативная
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации "Соли", проблемный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска Interwrite, мультимедийная презентация к интерактивной доске по теме урока (приложение 1) , опорный конспект, образцы солей: Na2CO3, CaCO3, NaCL, Ca3(PO4)2
Используемые учебники и учебные пособия: О. С. Габриелян "Химия. 8 класс". 2008 г. Дрофа, Москва
Другие источники литературы используются на усмотрение учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы с вами изучили?
2. Актуализация знаний.
(Слайд 1)
1. (С помощью функции "выделенный элемент" подобрать классы неорганических соединений, которые мы уже знаем)
Классификация неорганических соединений
- Неметаллы
- Простые
- Оксиды
- Кислоты
- Металлы
- Сложные
- Основания
Распределите вещества по классам неорганических соединений.
HCL, SO2, NaCL, H2SO4, CaO, Fe(OH)2, K2CO3
(Слайд 2)
Задание 2.
Дайте названия этим веществам (обучающиеся выходят к интерактивной доске и пишут пером во второй колонке, 3 колонка закрытая, правильные ответы скрыты маркером). В ходе выполнения задания с помощью ластика стирается строчка 3 колонки и проявляется полный ответ.
HCL соляная кислота SO2 оксид серы(4) NaCL хлорид натрия CaO оксид кальция Fe(OH)2 гидроксид железа(2) K2CO3 карбонат калия
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся NaCl и K2CO3).
- Действительно вы встретили новые вещества, которые относятся к новому классу веществ - это соли.
3. Получение новых знаний.
(Слайд 3)
Соли - это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотных остатков.
- Для того чтобы научиться называть соли, давайте вспомним как дать название основанию.
(называем анион - гидроксид, затем - катион, например, NaOH - гидроксид натрия).
-Так как соли тоже состоят из катионов и анионов логично предположить, что порядок названия солей такой же. В первую очередь называем анион - кислотный остаток, затем катион - металл и его степень окисления, если она переменная. Например:
(учитель выписывает на доске формулу соли CuSO4 и разбирает с учащимися порядок названия этого вещества)
Называем кислотный остаток - "сульфат"
Называем катион металла в родительном падеже - "меди"
Определяем по формуле заряд катиона (заряд кислотного остатка по таблице растворимости) 2-, таких кислотных остатков в соединении один. Катион тоже один. Исходя из того, что сумма зарядов катионов и анионов равна нулю, получается, что заряд катиона меди 2+.
Указываем заряд катиона (степень окисления атома) римской цифрой в скобочках.
- Ребята, запишите названия солей, соответствующих данным кислотам
(Слайд 4)
Состав и название солей
Название кислоты | Формула кислоты | Название соли |
Соляная кислота | НСl | Хлориды (NaCL) |
Серная кислота | H2SO4 | Сульфаты (K2 SO4) |
Сернистая кислота | Н2SО3 | Сульфиты (MgSО3) |
Азотная кислота | НNО3 | Нитраты (NaNО3) |
Ортофосфорная кислота | Н3РO4 | Ортофосфаты (Ca3(РO4)2 |
Сероводородная кислота | H2S | Сульфиды (BaS) |
Угольная кислота | Н2СО3 | Карбонаты (CaСО3) |
Кремниевая кислота | Н2SiO3 | Силикаты (K2SiO3) |
Бромоводородная кислота | НВr | Бромиды (AlBr2) |
Фтороводородная кислота | HF | Фториды (LiF) |
Иодоводородная кислота | HI | Иодиды (CuI2) |
- По растворимости в воде соли делят:
(Слайд 5)
Растворимость солей в воде
- Растворимые - (Р)
- Нерастворимые - (Н)
- Малорастворимые - (М)
- Для определения растворимости солей используют таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде (таблица есть в учебнике).
- Какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту
(обучающиеся вспоминают, где они встречались с солями в быту и какова их роль в жизни человека).
Демонстрация некоторых солей (набор солей ставится на каждую парту)
(Слайд 6)
NaCL- Хлорид натрия (поваренная соль)
(Слайд 7)
CaCO3- карбонат кальция
(Слайд 8)
Ca3(PO4)2- фосфат кальция
4. Закрепление.
(Слайд 9)
Задание 3. К названию соли подберите формулу соли:
-сульфат бария NiS - карбонат меди Na2S - нитрат цинка CuCO3 - хлорид серебра AgCL - сульфид никеля Na2SiO3 - фосфат свинца Cu(NO3)2 - силикат натрия BaSO4 Pb3(PO4)2 Zn(NO3)2 BaSO3
5. Подведение итогов.
Обучающиеся включаются в подведение итогов, анализируют, кто был самым наблюдательным, активным. Высказывают свое мнение при оценивании учителем учащихся.
(Слайд 10)
Д/З: параграф № 21 учебника Химия-8 О.С. Габриелян, упр. 1 - 3.
6. Рефлексия.
(в начале урока у обучающихся на столе положить цветные магниты: красные и синие).
По окончании урока обучающиеся, которым понравилось на уроке и было комфортно, выходят и на магнитную доску прикрепляют красный магнит, а если что-то не понравилось - синий магнит.