Цель: Знакомство детей с эмоциями радости, удовольствия, интереса, обиды, грусти, злости, страха.
Задачи:
- Закрепление знаний о сфере эмоций и чувств человека, о социально полезных качествах личности.
- Развитие творческих способностей детей, развитие навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
- Формирование социально полезных способов поведения.
Развитие эмпатии.
- Научить детей адекватно справляться с негативными эмоциями.
- Материал: изображение домиков с названием чувств, краски, маркеры, фломастеры, карандаши, скотч, нарисованный силуэт человека; мяч; мультимедийная установка.
Ход занятия
Здравствуйте, дети. Я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Другу слева дайте руку
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Утра доброго желай.
- Сегодня к нам в детский сад принесли письмо. Посмотрим от кого?
- Да, это письмо от жителей волшебной страны - "Страны Чувств" (читаем письмо).
А для того, чтобы нам попасть в "Страну Чувств" надо накинуть волшебные плащи, надеть башмачки, и сказать волшебные слова. Итак, накидываем плащи, надеваем башмачки, повторяем волшебные слова "Повернись, повернись и на месте покружись".
Вот мы с вами и оказались в "Стране Чувств", где живут разные чувства. Мы подходим к первому домику, и здесь живёт такое чувство как "РАДОСТЬ".
- Что вы знаете об этом чувстве?
"На что похожа радость"
Вспомните какую-нибудь свою радость, какой-нибудь радостный день. Представьте, на что похожа эта ваша радость и расскажите, начиная со слов: "Я радуюсь, когда:" Изобразите радость.
В следующем домике живёт такое чувство "УДОВОЛЬСТВИЕ"
Этюд "Ласка"
В этом домике живёт маленький котёнок, представьте, что вы с улыбкой гладите и прижимаете этого пушистого котёнка. Котёнок жмурится, мурлычит и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руку.
- Как вы думаете, какое чувство испытывает котёнок?
В следующем домике живёт такое чувство как "ИНТЕРЕС"
Рисование "Интересное занятие"
На свете много интересного. А каким интересным делом вы любите заниматься? (ответы детей). А теперь нарисуйте, как вы занимаетесь этим интересным делом. Покажите друг другу свои рисунки и расскажите о своих рисунках.
(украшаем ёлочку шариками).
Следующий домик и здесь живёт "ОБИДА"
Игра "Обиженный кустик"
Возле этого домика растёт кустик, которому сломали веточку. Один из детей играет роль этого кустика, которому сломали веточку. Он садится в центр. Дети пытаются по очереди его утешить, кто словами, другие действиями, но без слов.
Потом выясняется, какие действия понравились "кустику" больше.
- Как вы думаете, какое чувство испытывал кустик, которому сломали веточку?
Следующий домик и здесь живёт "ГРУСТЬ"
Упражнение "Дружба начинается с улыбки"
Давайте постараемся меньше грустить, ведь даже из самой грустной ситуации можно найти выход. Многое может сделать улыбка. Давайте с вами подарим друг другу улыбку. Изобразите грусть.
Игра "Гуси-лебеди"
Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете цветы, наблюдаете за бабочками. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что летят гуси - лебеди, и вам необходимо спрятаться от них.
- Какое чувство вы переживали, когда прятались от гусей? (ответы детей)
Изобразите чувство страха.
Следующий домик и здесь живёт "ЗЛОСТЬ"
Сейчас у вас хорошее настроение, но бывают ситуации, когда мы злимся, и это эмоция - злость.
Стихотворение "Король Боровик" (В.Приходько)
Педагог читает стихотворение, а детям предлагается действовать согласно тексту.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
- Как вы думаете, какое настроение у короля? (ответы детей)
- А как вы догадались?
- Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет? (ответы детей)
- Волшебная палочка!
Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребёнка и говорит: "Повернись, повернись и улыбнись!" (дети поворачиваются я и улыбаются).
- Ну вот и настала пора возвращаться из "Страны Чувств" в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: "Повернись, повернись и на месте покружись". Вот мы и в детском саду, снимаем волшебные плащи, башмачки.
- Спасибо вам, от короля "Страны Чувств" и всех жителей страны, что навестили их. Теперь вы настоящие волшебники. Но чтобы мы могли сюда вернуться, нам нужна карта. Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Посмотрите: вот карта "Страны Чувств" (педагог показывает силуэт человека).
- А теперь давайте вспомним, к каким чувствам мы сегодня приходили в гости и поселим их на карте.
Задача педагога с помощью ребят нанести на карту названия чувств, с которыми они познакомились. Это и будет карта "Страны чувств".
- Спасибо большое за занятие, мне было интересно с вами общаться.
Рефлексия. Ритуал прощания
Дети встают в круг, выстраивают в центре из ладошек пирамиду и разрушают ее со словами "До свидания".