Цель урока: повторить правописание причастий; совершенствовать умение употреблять причастия и причастные обороты в речи.
1.
(слайд 1).
О чём эта загадка? (о причастии)
Как вы догадались? (причастие имеет признаки глагола и прилагательного)
Обратимся к словам В.Даля, которые станут эпиграфом к нашему уроку.
(Слайд 2)
2. Объявляется тема и цель урока.
А теперь скажите, что вы знаете о причастии.
(причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Объединяет в себе признаки глагола и прилагательного. Изменяется по родам, числам, падежам, имеет вид, время. В предложении является определением.)
Давайте проверим себя, всё ли мы знаем о причастии.
(Слайд 3)
Игра “Составь слово”.
- Из слова рисовый возьмите корень
- От слова бракованный возьмите первый суффикс
- От слова играть возьмите суффикс инфинитива
- Какое слово получилось?
(рисовать)
Определите вид и спряжение данного глагола.
(несов. вид; 1 спр.)
От данного глагола образуйте всевозможные причастия и запишите их в столбик.
- Рисующий - действ., несов. вид, наст. время
- Рисовавший – действ., несов. вид, прош. время
- Рисуемый – страдат., несов. вид, наст. время
- Рисованный – страдат., несов. вид, прош. время
- Назовите, какие это причастия; укажите вид и время.
- Признаки какой части речи вы указали у причастий (глагола)
- Выделите суффиксы в образованных причастиях.
- Назовите суффиксы действительных причастий.
- Как определить, когда писать –ущ- (-ющ-), а когда –ащ-(-ящ-)?
- Какие суффиксы есть у страдательных причастий?
- Как определить, когда писать –ем-, а когда –им- ?
- В каких случаях мы пишем в причастиях одну Н ?
(слайд 4)
3. Составьте и запишите предложение с причастием, составленным вами, но так, чтобы оно было одиночное.
(ученик у доски)
- Какова синтаксическая роль причастий в предложении? (определение)
- У какой части речи причастие позаимствовало этот признак? (у прилагательного)
- Подберите к причастию зависимое слово (или несколько). Что у вас образовалось? (причастный оборот)
- Запишите предложение с причастным оборотом.
- Объясните постановку знаков препинания в предложениях с причастным оборотом. (ученик у доски)
- Поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот в ваших предложениях и запишите. (ученик у доски)
- Какова синтаксическая роль в предложении у причастного оборота? (определение)
4. Какова роль причастий в речи?
(Слайд 5)
Я хочу предложить вам текст. (прочитать)
Чего здесь не хватает? (причастий)
Запишите текст и вставьте на месте пропусков причастия и причастные обороты. В этом вам помогут слова для справок. Выберите подходящие.
(Прочитать готовый текст)
Всегда ли уместно употребление причастий?
(Слайд 6)
Послушайте предложение.
Что вам не нравится?
Отредактируйте это предложение и запишите. У вас может получиться не одно, а два предложения.
Прочитайте исправленный вариант.
5.
(Слайд 7)
Перед вами картина К.Е.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.
Что вы видите на картине?
Обратите внимание на название этой картины. (причастный оборот)
Опишите эту картину 5-6 предложениями, используя в них причастия и причастные обороты. (несколько работ зачитать; тетради собрать; оценки на следующем уроке)
6. Сегодня на уроке мы повторили всё о причастии. Всем спасибо.