Современный урок: системно-деятельностный подход. Конспект урока по риторике. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: системно-деятельностный подход


Тема: Газетная информация. Газета.

Цели:

  • Обучающие: научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности.
  • Развивающие: содействовать развитию речи учащихся, обогащению её словарного запаса.
  • Воспитательные:
    • способствовать развитию познавательного интереса к данной теме;
    • владеть навыками совместной деятельности (в паре);
    • воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Дыхательно-речевая разминка

1. Вдох (через нос) – выдох (через  рот).

2. «Вы – воздушные шарики и вас надувают» (медленный вдох, задержка дыхания, выдох).

3. Кто хочет разговаривать?

– Тот должен выговаривать

– Всё правильно и внятно…

– Чтоб было всем понятно…

Выполняют упражнения.

 

3.

– Мы будем разговаривать!

– И будем выговаривать!

– Так правильно и внятно…

– Чтоб было всем понятно!

II. Актуализация опорных знаний

1. Введение.

– Для работы нам надо вспомнить, что мы делали на предыдущем уроке, что вы делали в домашнем задании.

– Выслушивает ответы детей, их самооценку и оценку, корректирует.

 

2. Вопрос.

– К каким источникам приходится обращаться, чтобы приготовиться к уроку, выполнить какое-то задание?

 1. Ответы детей.

– Познакомились, что такое информация; газетная информация; какая бывает информация.

– Читают составленные сообщения и определяют содержание: логическое или эмоциональное. (Задание 196 стр. 141 -  «Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс» Т.А. Ладыженская и др.)

2. Ответы.

(Учебники, словари, компьютер и т.д.)

III. Этап целеполагания.

1. Отгадайте загадку:

У неё ряд в ряд

Буквы к буквам стоят.

Грамотным без робости

Рассказывает новости.

2. На доске чистый лист ватмана.

Вопрос:

– Как думаете, чем будем заниматься?

(После ответов детей на доске открывается запись: Газетная информация. Газета.)

1.Ответ.

Газета

 

2. Ответ.

– Создавать газету

IV. Этап планирования

1. Составляем план работы.

На доске карточки: газета, создать, рассмотреть, газетная информация.

– Расположить, в каком порядке будем работать (план работы).

1. Высказываются, как расположить карточки.

Газета (Что такое газета?)

Газетная информация (Что это такое?)

Рассмотреть (газету)

Создать (газету)

V. «Открытие» новых знаний

Побуждает к теоретическому объяснению.

1. Что такое газета?

2. Что такое газетная информация? Задание: выбрать – что такое газетная информация?

Раздаёт карточки, в которых даются  определения:

– это сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

– это сообщение о чём-то новом: о каком-то новом факте, о новом событии, явлении, об острой актуальной проблеме.

– сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.)

 

1. Выступление подготовленных учеников (Что узнали, где узнали?)

2. Работают в паре.

Выбирают правильное определение, доказывают (2).

VI. Учебные действия по реализации плана.

1. На столах лежат газеты.

2. Вопросы:

Какие ещё газеты знаете?

Что узнали в библиотеке?

Что узнали у воспитателей?

Обращает внимание детей на «шапку» газеты.

– Что видите?

3. Обращает внимание на рубрики газеты.

4. На доске прикреплён чистый лист ватмана.

– Что нужно, чтобы появилась газета на чистом листе?

5. Задание: придумать название нашей классной газеты.

Записывает на листе ватмана:

название газеты, №1, 19 марта.

6. Предлагает рубрики (на карточках):

Новости

Наш театр

Олимпиады

Спорт

Ума палата

7. Каждой паре предлагает по теме рубрики тексты (по 2).

Задание: выбрать газетную информацию (в соответствии с определением), вырезать и приклеить в соответствующую рубрику. Если подойдут фотографии, то использовать и их.

8. Газета вывешивается на доске

1. Читают название газеты (работают в паре). Рассматривают.

2. Ответы.

Сообщения детей.

Находят и читают:название газеты,издатель,дата основания, дата выхода газеты, номер.

3. Находят и называют рубрики газет.

4. Говорят:

название газеты,

информация.

5. Предлагают («Наша газета», «Классная газета», «Наш класс» и др.)

6. Читают.

Выбирают рубрику.

 

 

7. Работают в паре.

Читают, выбирают, вырезают, приклеивают, готовятся объяснить, почему выбрали именно эту информацию.

 

8. Каждая пара доказывает выбор информации

(не все, выборочно)

VII. Итог урока. Рефлексия.

1. Обратить внимание на тему, на план.

– Чему учились?

– Получилось ли?

– Как оцените свои действия, свою работу на уроке?

2. Что было трудным? Лёгким?

1.Ответы.

Самооценка,

взаимооценка.

 

2. Ответы детей.

VIII. Домашнее задание

Внимательно читать газеты, учиться по рубрике газеты определять содержание статьи.