Цели урока: Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д. Менделеева, выяснить аллотропные возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения; развивать навыки написания уравнений химических реакций, самостоятельного поиска информации, анализа, представления результатов работы; воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: напечатанные таблицы для самостоятельной работы учащихся по изучению химических свойств фосфора (по числу учащихся), наборы химических карт для работы в парах, оборудование для проведение демонстрационного опыта "Горение фосфора" (спиртовка, ложечка для сжигания, красный фосфор, колба наполненная кислородом, индикатор -метилоранж), при необходимости учителем готовится вспомогательное дидактическое средство - электронная презентация, или используются электронные пособия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Введение в изучение нового материала
Сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с элементами пятой группы периодической системы. Посмотрите внимательно на ассоциативный ряд и скажите, что объединяет все рисунки?
Ответ: наличие соединений фосфора
2. Составление схемы "Паучок"
3. Изучение нового материала
1. История открытия элемента
В 1669 году немецкий алхимик Хеннинг Бранд при нагревании смеси белого песка с выпаренной мочой получил светящееся в темноте вещество, названное сначала "холодным огнём", вторичное название "фосфор" происходит от греческих слов "фос" - свет и "феро" - несу.
2. Фосфор как простое вещество (Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы).
Белый фосфор - вещество с молекулярной кристаллической решеткой, состоящей из 4-х атомов в молекуле: P4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии воспламеняется. Очень ядовит. Светится в темноте. Хранят его под водой | Красный фосфор - темный красно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в органических растворителях. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Не ядовит и не светится в темноте. | Черный фосфор - самая малоизученная модификация, имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, является полупроводником. Не ядовит, не светится в темноте. |
После заполнения таблицы учителем читается отрывок из "Собаки Баскервилей".
"Да это была собака, огромная, черная как смоль.: Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшного, более омерзительного, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. : Чудовище лежало перед нами: Его огромная пасть все еще светилось голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте..."
- Фосфор, - сказал я.
В чем ошибка автора? (Если бы на шерсть собаки действительно был нанесен белый фосфор, она немедленно получила бы ожоги от его воспламенения. А фосфор, нанесенный на язык, зубы вызвал бы моментальное отравление).
3. Физминутка
4. Химические свойства фосфора
1. Демонстрационный эксперимент "Горение фосфора в кислороде".
Заполнение учащимися листа наблюдений.
Название опыта | Реагент 1 | Реагент 2 | Уравнение реакции | Наблюдение | Вывод |
Горение фосфора |
2. Для дальнейшего изучения свойств фосфора организуется самостоятельная работа по заполнению таблицы "Химические свойства фосфора". Учащиеся дописывают пропущенные части уравнений реакций, составляют уравнения окисления - восстановления, делают выводы о характере свойств фосфора.
Взаимодействие фосфора с простыми веществами | |||
Р0 + Мg0 = : P + 3e = P-3 Mg - 2e = Mg+2 1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции. 2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель. 3. Расставьте коэффициенты. |
P0 + Cl20= : Po - 3e = P+3 Cl20+ 2e = 2Cl-1 1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции. 2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель. 3. Расставьте коэффициенты. |
P0+S0= : P0- 3e = P+3 S0 + 2e = S-2 1. Определите класс соединений к которым относится продукт реакции. 2. Укажите в полуреакциях окислитель и восстановитель. 3. Расставьте коэффициенты |
|
Вывод: | |||
Взаимодействие фосфора со сложными веществами | |||
P0 + HN+5O3 + H20 = H3P+5O4+
N+20 P0 - : N+5 + :. 1. Допишите полуреакции окисления - восстановления. 2. Расставьте коэффициенты. |
P0+KCl+5O3=KCl-1+P2+5O5 P0-: C l+5: 1. Допишите полуреакции окисления - восстановления. 2. Расставьте коэффициенты. |
P0+H2S+6O4=H3P+5O4+S+4O2+ + H2O P0-: S+6 +: 1. Допишите полуреакции окисления - восстановления. 2. Расставьте коэффициенты. |
|
Вывод: |
4. Дидактическая игра "Химические карты". (Работа в парах)
Одна карта бьет другую только в том случае, если между веществами формулы, которых изображены на них, может произойти химическое взаимодействие.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель подводит итоги урока, комментирует работу учащихся, выставляет оценки. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями об уроке. В условные "спичечные коробки" каждый ученик кладет окрашенную "спичку", в соответствии со своим настроением:
- красная - на уроке было тревожно, чувствовал себя некомфортно,
- синяя - урок понравился, настроение хорошее.
Творческие задания.
1. Знакомые "незнакомцы" - спички.
2. Содержание фосфора в костной ткани.
3. Круговорот фосфора в природе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. химия: Учеб. для 9кл. общеообразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 1999. С. 64 - 67
2. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:Экзамен, 2007. Т1. С. 355-368
3. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2004.
4. Кузьменко Н.Е. Неорганическая химия. Пособие для учащихся 8-9 классов. М.:Экзамен, 1998. С.59-67