Цели: Уточнить и расширить представления детей о зиме и зимних забавах.
Упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных.
Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.
Развивать фонематические процессы
Воспитывать бережное отношение к природе, культуру труда.
Коррекционная задача: Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику.
Оборудование: Игрушка (мышонок Мыша), карточки по цветам времен года, опорные картинки с изображением признаков зимы, видеосюжет зимней погоды и музыкальное сопровождение физминутки, мини-фланеллеграфы, изображения к составлению зимних сюжетов, иллюстрации с изображением чудной, зимней природы, карточки для определения настроения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сюрпризный момент (в гостях у детей мышонок Мыша)
Игра: “Повтори не ошибись”
Декабрь – январь – февраль, январь – февраль – декабрь, февраль – декабрь – январь.
II. Основная часть.
- Педагог: Из конверта, на котором изображены времена года, достаньте карточки и разложите их на столе.
- Подбор слов – признаков к существительным
Я зачитаю ваш отрывок из стихотворения, вы прослушаете, определите время года, о котором говорится в стихотворении, и покажите карточку данного времени года.
“Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падая, ложится”
(педагог поощряет детей, выполнивших задание верно).
Педагог: Месяцы, какого времени года повторили? (зимы)
Назови зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль)
Педагог: Подберем слова характеризующие явления природы
- Зима какая? (холодная, снежная).
- Небо какое? (хмурое, серое).
- Снег какой? (белый, пушистый, легкий).
- День какой? (короткий).
- Ночь какая? (длинная).
- Погода какая? (холодная, снежная, вьюжная).
- Ветер какой? (холодный, сильный).
- Составление рассказа по опорным картинкам.
- Молчаливое рассматривание иллюстрации
б) Педагог составляет рассказ, а дети по ходу рассказа восстанавливают порядок картинок на доске
- Продолжается снежная, холодная зима;
- Зимой все покрыто белым пушистым, мягким снегом;
- Небо зимой хмурое, серое;
- Люди надели зимнюю, теплую одежду;
- Дети катаются на санках, лыжах, коньках, строят снеговика;
- Хорошо зимой!
в) составление рассказа детьми.
- Физминутка (под музыкальное сопровождение).
- Определи погоду (по видеосюжету)
- Выполнение творческого здания
Мышонок Мыша дает снежинки, руки вверх и плавными движениями опускаются вниз, одновременно приседают. Руки вверх раскачивают их из стороны в сторону, затем кружатся.
На полянку на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки,
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок,
Кружатся снежинки
Белые пушинки.
Педагог: Какая погода зимой?
а) просмотр
б) определение погоды
(холодная, снежная, ветреная, вьюжная,(повторение хором - вьюжная)
Педагог: Выньте из конверта, на котором изображена зима все фигурки. Возьмите фланеллеграф и составьте зимний сюжет:
а) рассматривание
б) составление
в) индивидуальная помощь
г) словесное описание выполненной работы (что изображено?)
- Дети катаются на санках;
- Дети катаются на лыжах;
- Дети катаются на коньках;
- Дети лепят снеговика;
- Дети играют в снежки
д) обобщение
(зимние забавы)
е) оформление выставки работ детей.
- Работа с иллюстрациями (изображение зимних деревьев)
- Обобщение:
Педагог: Рассмотрите зимние деревья, опишите их красоту. (красивые, чудесные, удивительные, сказочные, нарядные)
Сообщение педагога: Деревья зимой спят, никто не должен нарушать их сон.
воспитательный Можно только (смотреть, удивляться, любоваться, наблюдать)
момент Нельзя: (стучать, обдирать кору)
- О каком времени года говорили?
- Что взяли для себя?
- Какое настроение вызвало занятие?
(показать карточку)
Красный цвет – хорошее
Синий цвет – грустное
III. Итог занятия.
Педагог дает оценку работе каждого ребенка.
Мышонок Мыша дарит детям за хорошую работу красивые снежинки.