Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности у детей с I уровнем речевого развития опирается на развитие фонематического восприятия, правильной артикуляции, мелкой моторики. Сделать этот процесс более наглядным, интересным и доступным для детей младшего дошкольного возраста позволяет использование современных методик и технологий коррекционно-развивающего обучения. С детьми младшего дошкольного возраста в силу особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей развития психических функций и формирующегося наглядно-действенного мышления, необходимо проводить занятия по формированию речи в форме игровых сеансов, с частой сменой видов деятельности, с чередованием статичных и динамичных этапов деятельности, с использованием реальных предметов, способных заменить и материализовать трудные абстрактные понятия (звук, слово, начало слова, конец слова). В частности, применение в работе символов для обозначения гласных звуков, предложенных Т.А. Ткаченко, игровых упражнений на основе фонетической ритмики, предложенных Н.Ю. Костылевой, выполнение движений под музыку с использованием песенок Е. Железновой, занимательных приемов, позволяющих использовать различные анализаторы для лучшего запоминания, активизации внимания, повышения работоспособности приводит к достижению наилучших результатов.
Коррекционно-развивающие игровые сеансы должны быть объединены единой сюжетной линией, чтобы поддерживать интерес детей младшего дошкольного возраста и желание двигаться вперед, преодолевая трудности.
Я хотела бы предложить некоторые игровые приемы, которые помогают знакомить детей с понятием «звук», закреплять навыки выделения звука в словах и определения места звука в словах.
Во время закрепления правильной артикуляции и правильного произношения гласных звуков [а, у, о, ы, и] можно использовать символы гласных, уже известные детям, на этапе установки на образовательную деятельность. Например, в начале игрового сеанса предлагаем детям отправиться в путешествие на волшебном автобусе (стульчики, поставленные в два ряда друг за другом). Каждый ребенок должен найти и занять свое место.
Дети получают билеты с изображениями символов гласных звуков и звукосочетаний, например,
Такие же символы прикреплены на спинках стульчиков. Прежде чем занять свое место, ребенок произносит звук или звукосочетание.
Прибыв на автобусе на Улицу звуков, детям предлагаем немного размяться. Для этого выполняем упражнения фонетической ритмики на гласные звуки, опираясь на схемы:
В дальнейшем переходим к произношению звукокомплексов, сопровождая их движениями из упражнений фонетической ритмики.
Формируя фонематическое восприятие, очень важно научить детей слышать гласные звуки в словах. Этому способствует навык четкого артикулирования гласных звуков с одновременным зрительным подкреплением и производимым двигательным актом.
Здесь следует начинать с выделения ударного гласного сначала в начале слова, например, «ооослик». Ребенок в зеркало видит, какое положение принимают его губы при произнесении первого звука, называет его и выбирает нужный символ этого звука. В следующий раз вместе с произнесением этого звука в слове он выполняет соответствующее движение, на остальные звуки руки опускает вниз вдоль тела.
Затем переходим к выделению звука в ударной позиции в конце слова, например, «ведро, колесо, письмо», и потом – в середине (желательно, чтобы до и после нужного нам звука стояли звуки или звукосочетания, которые можно потянуть и «почувствовать», например [м, н, с, в] и т.д., например, как в словах «нос, сом, зонт» или слоги, как в словах «ворона, заноза, мимоза».
Очень нравится детям, когда мы подкрепляем произнесение нужного нам звука (в ударной позиции) ударом руки по коврику, по подушке и т.д.: пана(хлоп)ма, у(хлоп)лица, колесо(хлоп).
Большие сложности у детей вызывает усвоение понятий «начало», «конец», «середина» слова. В своей работе я начинаю формировать эти понятия с упражнений на построение самих детей в один ряд. В это же время закрепляются понятия «рядом, после, перед», так необходимые для последующей работы по формированию навыка звуко-буквенного анализа. Ребенку, стоящему в начале ряда, надеваю шапочку зайчика с ушками, а последнему в ряду ребенку – привязываю хвостик. Закрепив эти понятия на самих детях при построениях, «превращаем» ряд детей в слово, а самих детей в звуки. Таким образом, постепенно переходим к работе над определением места звуков в слове.
Результатом работы над формированием умения слышать, правильно произносить и выделять гласные звуки в словах является умение детей в средней группе произносить слова, сопровождая гласные звуки соответствующими движениями из упражнений фонетической ритмики. Например, при произнесении слова «игрушка», ребенок выделяет, обозначает символом и четко произносит гласные звуки [и, у, а]:
При этом логопед произносит гласные более длительно, выделяя их голосом. После этого добавляем движения руками:
Слово «автобус» – это гласные звуки:
С движениями это выглядит так:
огда дети усвоили понятия «начало», «середина» и «конец» ряда, переносим эти знания на какие-либо предметы. Например, слово представляем как начало и конец дороги, улицы. Звуки же мы расселяем в домики. Это поможет нам моделировать обучающие ситуации в хорошо знакомых детям условиях. Для обозначения дороги я использую два варианта: можно взять из детского деревянного конструктора длинный брусочек или нарисовать на листе бумаги дорогу, улицу, ограниченную с обеих сторон или краями листа или пересечениями с другими улицами. Домики я также составляю из деталей деревянного конструктора: «кирпичиков» (полукубов) и «крыш» (призм). На кирпичики приклеиваю окошки, а на крыши – символы звуков. Таким образом, при определении места звука в слове можно легко передвигать домик или по бруску или вдоль дороги.
Наклеиваю символы звуков именно на треугольные крыши, потому что в дальнейшем при знакомстве со схемой слова на бумаге для облегчения понимания этого материала детьми место нужного звука обозначаю треугольником без «дна». Ребенок, услышав заданный звук, делает в воздухе соответствующее фигуре движение рукой, рисует в воздухе схему данного слова. Этот прием предложен Т.Н. Ланиной.
Использование в работе с детьми приемов, которые формируют акустико-гностические основы речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи и системным недоразвитием речи при задержке психического развития, позволяют коррегировать фонетико-фонематические нарушения.