Огромную роль в развитии познавательной деятельности, в том числе и речи, играет память.
Память - это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а так же самый запас хранящий в сознании впечатления и опыт. Память - это воспоминание о ком-нибудь и о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. У композитора Россини была поразительная слуховая память.
Больше всех удивляют своей памятью полиглоты (от греческого многоязычны). Так называют людей, которые знают несколько или очень много иностранных языков.
Физиологической основой памяти является образование и закрепление временных связей в коре головного мозга с последующей актуализацией. Данные современной физиологии и нейропсихологии показывают, что мнестическая деятельность обеспечивается сложной системой совместно работающих отделов мозга, каждый из которых принимает участие в этом виде деятельности.
Качество запоминания материала у детей с речевой патологией значительно снижено.
Слуховая память - это (англ. hearing memory ) - одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов (см. Памяти виды ). П. с. может выступать также в качестве индивидуальной особенности памяти человека: у отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с др. представлениями (см. Памяти типы ). Экспериментально установлено (Дж. Сперлинг, 1960), что П. с. часто является необходимым условием сохранения и воспроизведения вербальной или легко вербализуемой информации, предъявляемой зрительно. Входом для П. с. служат единицы внутриречевой реакции. Они удерживаются в П. с. несколько секунд. Ответная речевая реакция позволяет осуществить обратную связь, поскольку речевые звуки возвращаются в П. с. Возможность образования обратной связи объясняет ту важную роль, которую играет П. с. в кратковременном запоминании. (Т. П. Зинченко.)
Дети с нормальным речевым развитием при преднамеренном запоминании воспроизводят 80- 90% информации, дети с речевыми нарушениями 60- 70%, а в отдельных случаях и менее 50%. Значительное отставание отмечается в развитии долговременной памяти. Для качественного запоминания материала ребёнку с нормальным речевым развитием требуется 1-2 повторения материала, ребёнку с речевой патологией 3-4, а порой 5-6 подкреплений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами определена цель работы: практически доказать эффективность использования речемыслительных игр в качестве средства влияющего на развитие слуховой памяти.
Объект исследования: процесс развития и формирования слуховой памяти у младших школьников с речевой патологией.
Предмет исследования: речемыслительные игры, как средство влияющее на развитие слуховой памяти.
Задачи исследования:
- изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровень развития слуховой памяти (фонематического слуха), как один из характерных особенностей познавательных процессов;
- разработать и апробировать комплекс (игр) упражнений, направленных на развитие слуховой памяти (фонематического слуха) у детей младшего школьного возраста с речевой патологией
Когда говорят об общих способностях человека, то имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения). Чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает.
От уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребёнка в обществе. Что необходимо знать родителям, педагогам, чтобы вовремя увидеть проблемы ребенка, которые могут в дальнейшем стать преградой на пути к успешному обучению и адаптации к новым социальным уровням? В какой помощи со стороны взрослых нуждается ребёнок, какое содействие со стороны бабушек и дедушек ждёт он, вступая на трудный путь обучения?
Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребёнок не может сосредоточится на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? Если дать такому ребёнку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете, и налей в неё чай", то сразу обнаружится, что малыш удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию и как он её выполнит. Нередко дети улавливают только суть ( "налить чай") или начало задания (":возьми чашку:"), детали же пропускает. А это значит - ребёнок невнимательный, не вслушивается, не вдумывается, что и влечёт за собой цепочку неуспехов и неудач: он не понимает условия задачи по математике или задания к упражнению вследствие того, что не услышал всего текста инструкции; при письме допускает пропуски и перестановки букв, не дописывает до конца слова, предложения и пр. И это не потому, что он " неспособный", а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции.
Такого ребёнка отличает неспособность прослеживать причинно - следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, нарушение статического равновесия. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.
В связи с этим перед взрослыми встаёт задача, заключающаяся в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребёнку преодолеть трудности и не потерять интереса к учению.
Для закрепления умения ребёнка ориентироваться в звуковом и слоговом составе слова можно использовать следующие виды заданий:
- называние общего звука в произносимых словах, названиях предметных картинок;
- определение первого и последнего звука в называемых словах;
- определение наличия или отсутствия звука в слове;
- подбор слов на заданный звук;
- узнавание слова по названным изолированным звукам или слогам;
- называние по порядку всех звуков или слогов слышимого и произносимого слова;
- добавление звука, слога для получения новых слов;
- произнесение чистоговорок, скороговорок.
Многим из нас учителя или родители говорили о том, что наша память "дырявая".
Каждый хорошо знает, что весь наш опыт, что бы мы ни делали, слышали или видели, думали, чувствовали - все отражено в нашей памяти. Это бесконечная лента жизни, часто очень яркая, до боли близкая, наполненная дорогими друзьями, даровитыми людьми, изумительными картинами природы, песнями, театром, книгами и т.п.
Для того чтобы развить память школьников, используйте в качестве упражнений наши игры.
Скороговорки разной длины
Слуховая память (5 слов.) (7 слов.)
Для начала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: Наш Полкан попал в капкан.
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
Грабли. - грести, полозья - ползти.
(7 слов.) метла - мести, весла - везти,
(8 слов.) Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
(9 слов.)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
(10 слов.)
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.
(11 слов.)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и
накормила кошку. (12 слов)
На ком оборвется?
Слуховая память
Число играющих должно быть четное. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые - одна команда, вторые - другая.
Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидяший рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первые; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает.
Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.
Увидел, услышал - запомни!
Список литературы.
1. О.А. Ишимова Е.Д. Худенко С.Н. Шаховская Развитие речемыслительных способностей детей. - М.,2009.
2. Особенности чтения и письма детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. - О., 2006.
3. Е.Н. Первушкина Дидактические упражнения как средство формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН старшего дошкольного возраста. - О., 2006.