Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей [2].

Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Развитие чувственного познания у ребенка младшего дошкольного возраста было положено в основу современных педагогических систем. Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. В системе М. Монтессори воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная самодовлеющая задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств. Особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, но авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов, во многих случаях весьма существенные, не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. Поэтому в аспекте сенсорного развития основное внимание в дошкольной педагогике было уделено развитию деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающиеся процессы восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и их последователей.

Разработке системы сенсорного развития предшествовало проведение экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. В развитом восприятии это есть действия обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др. [3].

Работа с эталонами - первый этап восприятия. В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности. На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям младшего дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

В младшем дошкольном возрасте начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например, сказав, что яблоко - это неправильный круг.

У ребенка на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым, совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). После 3-х лет идет ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. В активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой, цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития.

Именно через усвоение систем сенсорных эталонов, считает А.В. Запорожец, и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. В открытии этого факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в отечественной психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.) [1; 2].

Л.А. Венгер подчеркивал, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.

Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А Венгер, Н.П. Сакулина и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных задач дошкольного воспитания.

В настоящее время в "Федеральном государственном требовании к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655) в пункте 3.3.6. отмечено, что содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач, включающих и сенсорное развитие. Данное содержание отражено в программах нового поколения "От рождения до школы", "Детство", "Истоки" и др. в разделе "Познание".

Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

Для обогащения сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста в процессе содержательной деятельности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида № 41 г. Белгород в младшей групп воспитателем Юлией Сергеевной Работяговой был организован сенсомоторный уголок. Он выполнял ряд определенных функций: стимуляция сенсорных функций; повышение работоспособности детей; активизация когнитивных процессов; повышение самостоятельности и формирование экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка Ю.С. Работягова, в первую очередь, выбрала удобное и доступное место расположения в групповом помещении. Особое внимание уделялось подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей. Уголок содержал постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный уголок использовался в образовательном процессе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.

В уголке использовались Монтессори-материалы:

1. Материалы для развития зрения, для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

2. Материалы для развития осязания, для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

3. Материалы для различения температуры и теплопроводности. Тепловые баллончики и тепловые таблички.

4. Материал для развития барического чувства (различения веса). Весовые таблички.

5. Материал для развития слуха. Шумовые цилиндры.

Дидактические игр для детей младшего дошкольного возраста, размещенные в уголке, использовались с целью углубления и обобщения представлений и знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Они соответствовали возрастным особенностям детей и были оснащены качественным дидактическим материалом (игрушки, разные предметы, картинки и др.). Воспитателем были продуманы формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.

В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста использовались дидактические игры и упражнения, которые проводились на вертикальных плоскостях в группе. Одну из вертикальных поверхностей занимал ковролин. Система упражнений ("Волшебная дорожка", "Правильно подбери оттенки", "Найди предметы такой же формы", "Найди свой домик", "Найди такой же", "Найди ниточку самую-самую...", "Нарисуй план", "Из чего состоит растение", "домашние животные" и др.) с его использованием способствовала активизации зрительного восприятия, развитию сенсорных способностей. В самом уголке использовались игры "Найди пару", "Что внутри?", "Угадай число (цифру)", "Собери матрешку" и др.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации образовательной деятельности. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития детей. Закрепление сенсорных свойств предметов происходит также и в процессе различных видов деятельности: игровой, предметной, элементарной конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат.

Таким же образом, педагог создает условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик, нанизывая кольца на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.).

Юлией Сергеевной в группе был создан кружок "Волшебная бумага". Поскольку одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики, то работа с бумагой - одно из средств развития мелкой моторики. Такие работы с бумагой, как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Работая с бумагой, ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речи. При применении данной методики дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий.

На первом этапе дети знакомятся со свойствами бумаги (мягкая, жесткая, различная по толщине и прочности, матовая, блестящая, гладкая, шершавая, разная по окраске). С бумагой можно действовать по-разному: мять, рвать, клеить и т.д. На втором этапе вырабатывается техника скручивания бумаги (жгутиками - прямыми движениями между ладонями и комочками - круговыми движениями между ладонями). На третьем этапе развивается зрительное и осязательное восприятие. Дети учатся воплощать в работах предметы геометрической формы.

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в процессе работы, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Изображение даже самого элементарного предмета предполагает наличие достаточно четких представлений о нем. Формирование представлений о предметах требует от детей усвоение знаний о свойствах и признаках (форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве). Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их, воспринимать предмет в целом. Дети постепенно учатся намечать тему и воплощать собственный замысел.

На современном этапе развития дошкольного образования для достижения целей Программы первостепенное значение имеет единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В процессе взаимодействия взрослых (воспитатель-родитель) развивается педагогическая компетентность родителей. Индивидуальные и групповые консультации, предложенные родителям, содержали рекомендации по сенсорному развитию и воспитанию ребенка младшего дошкольного возраста в семье, обогащению предметно-развивающей среды в домашних условиях и возможности использования дидактических игр и упражнений, дидактического материала в данном направлении.

Педагог включала родителей в создание и обогащение предметно-пространственной развивающей среды и сенсорного уголка в группе. Например, Юлия Сергеевна организовала и провела консультации для родителей "Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры", "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста", "Дидактические игры в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами. В памятке для родителей содержались методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего дошкольного возраста в семье и созданию предметно-развивающей среды в семье.

Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанниками, педагог привлекала родителей к изготовлению дидактических игр "Маленькие шарики", "Парные картинки", "Разрезные картинки" и др. Вместе с ними была оформлена фотовыставка по теме "Мы играем". Родители оказывали помощь в изготовлении тренажера для мелкой моторики рук "Луг" (с различными застежками), тактильного панно "Поляна в лесу", сенсорной дорожки "Сенсорная тропа для ног".

Так, игровое тактильное панно "Поляна в лесу" (сенсорная панель для рук) изготовлено из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае "поляну в лесу" - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепились к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали были различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывали разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

"Сенсорная тропа для ног" - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплялись разные по фактуре "кочки": мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролон, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия у дошкольников. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Совместно с детьми была подготовлена выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной. На родительском собрании родители делились опытом семейного воспитания по обогащению сенсорного опыта своих детей. Например, дома родители стали вместе с детьми играть в дидактические игры. Две мамы предлагали своим детям раскладывать игрушки по цвету. Некоторые проводили дома игру "Найди предмет похожий на: (круг, шар и т.п.)". Для сенсорного развития детей в условиях семьи родителям предлагались игры на закрепление у детей восприятия формы "Собери узор", "Геометрическое лото", "Разложи по домикам", "Соберем грибы" и др.

На Новый год был проведен конкурс на лучшую новогоднюю игрушку для украшения участка детского сада. Детям предлагалось использовать четыре цвета, хорошо знакомых им, к данной работе привлекались и родители.

Таким образом, сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности одно из важных направлений в личностном развитии детей, основа для успешного интеллектуального развития в дальнейшем.

Литература.

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.
  4. Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. - 14-е изд., 2011. // Режим доступа: http://www.tryphonov.narod.ru