Урок химии в 8-м классе. Тема: "Классификация оксидов"

Разделы: Химия


Цель урока: привести учащихся к пониманию особенностей состава оксидов и причин их разнообразия.

Задачи урока:

  • создать условия для исследования класса оксидов;
  • развивать умения: сравнивать, анализировать, наблюдать, делать выводы;
  • формировать опыт самостоятельной творческой деятельности;
  • воспитывать активную личность;
  • совершенствовать логико-смысловое мышление и умение классифицировать объекты.

Метод обучения: проблемный.

Организационные формы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа в паре.

Оборудование для демонстрации: набор оксидов с техническими и бытовыми названиями, колба с гипсом. Ноутбук, проектор, диск с учебным сюжетом и слайдами.

Оборудование на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирка с оксидом меди(II), пробирка с сернистым газом.

Ход урока

Приветствую всех присутствующих на уроке.

Ребята, скажите, кто из вас поднимался высоко в небо?

Представим, что мы летим на воздушном шаре и видим внизу большой мир, который является творением природы и человека (слайд 1), он образован большим количеством разных веществ, они отличаются друг от друга (слайд 2) и вот два из них находятся у вас на столе, они без этикеток. Вам необходимо вспомнить план описания вещества и найти как можно больше отличий между этими образцами. Сможете ли вы это сделать?

Результаты наблюдений записывайте в таблицу, лежащую у вас на столе .

Признаки сравнения Вещество 1 Вещество 2
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Ребята, я приглашаю вас на заседание Королевского общества. Будьте внимательны, эта информация пригодится вам на уроке (слайд 3).

Королева Вода: Приветствую всех присутствующих! Начнем заседание королевского общества. Сегодня нам предстоит заслушать своих коллег о их деятельности, отметить достоинства и недостатки. Начну я как королева общества. Всю свою жизнь я нахожусь в постоянном круговороте, Участвую во многих природных явлениях, регулирую климат на планете, перевоплощаюсь то в лед, то в пар. Стараюсь приносить много пользы, но иногда становлюсь неуправляемой. Только в этом моя вина. А теперь слово нашему уважаемому Кварцу.

Кварц: Огромные пространства пустынь принадлежат мне. В песке и глине я веду дружбу с глиноземом и окисью железа. Нас можно превратить в стекло, цемент, керамику, но если я один, то можно восхищаться моей чистотой и прозрачностью.

Королева: Благодарю Вас, уважаемый Кварц. Слово предоставляется Углекислому газу.

Углекислый газ: Природа не может обойтись без меня! Если бы не я, то жизнь на Земле давно бы прекратилась! Ведь деревья, травы, водоросли питаются мной и я этим горжусь!

Королева: Внимание! Слово просит Красный Железняк.

Красный Железняк: Хвастливый Углекислый газ! Уважаемые господа!

Вы знаете, что Углекислый газ стал накапливаться в атмосфере и он приведет нас к краху под названием парниковый эффект. Надо задуматься над этим. А меня Красного Железняка становиться все меньше и меньше. Ну, просто обидно, неужели меня нельзя заменить чем- то другим!

Королева: Благодарю Вас, Красный Железняк. Слово просят Сернистый газ и Двуокись Азота.

Сернистый газ и Двуокись Азота (вместе): Уважаемые господа, да, у Вас много заслуг! Ну, а мы ядовиты, да к тому же имеем сильный запах и образуем кислотные дожди, если нас по вине людей становиться много в воздухе.

Королева: Да, пора обратиться к людям, чтобы они не нарушали порядка в природе. Слово предоставляется Негашеной Извести.

Негашеная Известь: А я, Негашеная Известь, не встречаюсь в природе, так как Вы, уважаемая Вода, можете превратить меня в Гашеную Известь, а Вы, уважаемый Углекислый газ, в известняк. Меня, специально получают для строительства домов.

Королева: Уважаемые коллеги! Все желающие выступили. На этом заседание Королевского общества закрыто.

Учитель: А теперь, уважаемые химики, скажите, заседание Королевского общества каких веществ вы посмотрели? Попытайтесь сформулировать тему урока.

После обсуждения предложений учащихся приходим к единому мнению (на слайде 4 написана тема урока).

Учитель: Каждый себе определяет цель урока и записывает ее в тетрадь.

Предлагаю провести исследование класса оксидов.

Показываю колбу с белым порошком (в колбе находится оксид магния). Задаю вопрос классу: Можно ли, глядя на вещество сказать: «Да, это оксид!».

Можно ли по названию вещества гипс (показываю это вещество) точно определить, что оно из класса оксидов?

Тогда, в каком случае, можно уверенно сказать, что вещество является оксидом?

Продолжим работу на выданном вам листе. Задание выполняйте вдвоем, советуясь при этом друг с другом, оценивайте работу в баллах.

Задание 1: Проведите анализ понятия оксиды и выберите случайные и существенные их признаки.

а) имеют запах;
б) в них есть кислород;
в) находятся в твердом состоянии;
г) сложные вещества;
д) состоят из двух элементов.

Существенные признаки:

Случайные признаки:

Посмотрите на экран и сравните свой ответ с правильным ответом (слайд 5). Оцените свою работу от 0 до 5 баллов.

Задание 2. Прочитайте следующую информацию:

Отходы углеобогатительных фабрик содержат:

  • 55-60 % оксида кремния;
  • 20-22% оксида алюминия;
  • 5-12% оксида железа(III);
  • 0,5-1% оксида кальция;
  • 4-5% оксидов калия и натрия.

Составьте химические формулы оксида кремния, оксида железа(III), оксида кальция.

Каким правилом нужно пользоваться при этом?

Проверьте свои действия, посмотрите на слайд (6). Почему оксиды имеют различный количественный состав? Оцените ответы от 0 до 3 баллов.

Задание 3. Незадачливый химик сделал шпаргалку, поможет ли она ему?

Проверьте правильность записей, если нужно исправить ошибки, то сделайте это.

НО2 АlО SО4

Посмотрите на слайд (7). Все ли ошибки вам удалось найти? Какое правило надо применить при этом? Это задание оценивается от 0 до 4. баллов.

Задание 4. В подводных лодках для восстановления кислорода из углекислого газа используется вещество Nа2О2.

Относится ли оно к оксидам? Запишите свое мнение.

Сверьте свой ответ (слайд 8). За правильный ответ 0-2 балла.

Задание 5. Выхлопные газы автомобилей содержат вещества:

5-12% СО2; 5-10% СО; 0,1-0,8% SО2.

Пользуясь таблицей 4 на странице 68 в учебнике, дайте исторические и научные названия оксидам.

Правильный ответ посмотрите на слайде(9). Это задание стоит от 0 до 3 баллов.

Обратите внимание! На демонстрационном столе вы видите оксиды с названиями, которые и были героями фильма «Заседание Королевского общества».

Задание 6. Расположите предложенные понятия по порядку от общего к единичному. Запишите в тетрадь порядок цифр.

  • оксид азота (I) или веселящий газ;
  • сложное вещество;
  • оксид азота;
  • чистое вещество.

Посмотрите правильный ответ на слайде(10). Данное задание оцените от 0 до 4 баллов.

Как вы думайте, много ли веществ насчитывает Королевское общество оксидов? Можно ли классифицировать их?

Попробуйте оксиды разделить на две группы по какому-нибудь признаку (слайд 11).

Вероятно ли, разделить оксиды на три группы (слайд 12), обоснуйте свое мнение.

А сейчас вам предоставляется возможность классифицировать оксиды на большее число групп.

А надо ли, классифицировать оксиды? Может быть от этого и пользы никакой не будет? Может быть какие-то признаки не являются существенными? Нужно ли дополнять эту классификацию оксидов?

Вокруг нас большой и таинственный мир веществ (cлайд 13). Мы пытались сегодня на уроке узнать окружающий мир, он оказался доступен нашему разуму, но частично.

Домашнее задание:

Дополнить примерами классификацию оксидов в тетради.

Составить рассказ «Оксиды у меня дома».

Приготовить сообщение «Самый распространенный оксид в природе».

Максимальное число баллов за 1-6 задания равно 21 балл + число баллов за найденные отличия у веществ, находящихся на столе (0-5), итого: 0-26 баллов.

Приложение.