Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями внимания детей младшего школьного возраста;
  • познакомить с понятием "внимание", его свойствами;
  • изучить упражнения и игры по развитию внимания;
  • дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.

Вопросы собрания:

  • Особенности внимания младшего школьника.
  • Внимание и его свойства.
  • Диагностика развития внимания.
  • Психологический практикум.
  • Итоги собрания.

Подготовительный этап:

  • проведение анкетирования родителей;
  • проведение диагностики развития внимания учащихся.

Ход собрания

Особенности внимания младшего школьника.

"Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира".

(К. Д. Ушинский)

Часто психологи и врачи слышат: "Мой ребенок - умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:" И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1-4 классов развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания. А у слабоуспевающих показатели внимания в 1 и 2 классах примерно одинаковы и лишь к третьему классу наблюдается небольшой рост. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения. Воспитание далекой мотивации должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями.

Внимание и его свойства.

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.

Диагностика развития внимания.

У учащихся первых классов свойства внимания слаборазвиты, что связано с возрастными особенностями.

Для изучения свойств внимания первоклассников были использованы диагностики развития внимания психолога Ларисы Тихомировой.

(родителям выдаются диагностические листы)

Методика "Корректурная проба".

Методика используется для определения объема внимания, его концентрации, устойчивости.

Норма объема внимания для детей 6 - 7 лет - 400 знаков и выше.

Уровень концентрации внимания определяет количество допущенных ошибок. Безошибочное выполнение задания говорит о высоком уровне, 2-3 ошибки свидетельствуют о среднем уровне концентрации, 4-6 - о низком, 7 и более - об очень низком уровне концентрации ребенка.

Устойчивость внимания напрямую связана с работоспособностью: чем выше показатель работоспособности, чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание. Так, показатель 300-400 можно считать высоким, 200 до 300 - средним, 100 до 200 - низким, ниже 100 - очень низким.

Методика диагностики переключения и распределения внимания (видоизмененная методика Р.С. Немова).

Если ребенок способен быстро переходить от одного вида деятельности к другому, вовлекаться в работу, может выполнять несколько дел одновременно, то можно говорить о высокий уровне переключения и распределения внимания: показатель - 0,4. Средний результат - 0, 3, низкий уровень - 0,2, очень низкий уровень - 0.

Психологический практикум.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. С некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.

Группы родителей получают листы с описанием игр, упражнений для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление с демонстрацией для всех остальных родителей.

Упражнения для развития внимания: практикум для родителей.

1 группа

Охота на кота.

Детям предлагаются тексты (одинаковы по количеству слов и длине), вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

Зеркало.

Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

2 группа

Летит - не летит.

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.п. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибется, платит фант.

Перед началом игры ведущий разбирает с детьми, кто летает, а кто нет. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых ( с показом их на картинках), о летающих предметах, сделанных руками человека (ракета, самолет), о сказочных существах (вспомнить сказки).

Числа.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибется, выбывает из игры".

Выбирать можно разные числа.

3 группа

Найди различия.

Перед детьми кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.

Наоборот.

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том. Что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать, если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать.

Кто ошибается, становится ведущим.

4 группа

Самый внимательный.

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Пляшущие человечки.

Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков трех-четырех видов. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут рассматривать ряды пляшущих человечков и отмечать карандашом человечков только одного вида.

Затем вы можете подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком, и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре.

Игру можно усложнить, введя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпы, обувь и т.п.), можно предложить это же задание , но с геометрическими фигурами.

Итоги собрания.

Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: "Сегодня я понял(а), что внимание :"

Рекомендации родителям:

Помогите вашим детям стать внимательными.

Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие.

Постарайтесь научить играть детей в шахматы и в шашки.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся:

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
  • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
  • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  • Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
  • Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.

Список используемой литературы:

  1. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. / под ред. И. В. Дубровиной. - М: Просвещение, 2003 /.
  2. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1 - 4 классы. / Л. И Саляхова. - М: Глобус, 2007 /.
  3. Родительские собрания: 2 класс. / О. П. Варенька. - М: ВАКО, 2008 /.
  4. Родительские собрания. Начальная школа. 1 - 4 классы. /Н. И. Дереклеева. М: ВАКО, 2004 /.
  5. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1- 2 классы. / М. А. Алоева, В. Е. Бейсова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 /.
  6. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. / Л. Ф. Тихомирова. - М: Айриспресс, 2000 /.