Интегрированное занятие "Волшебные звуки марша"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ:

  • Расширять представление о музыкальном жанре “Марш”, используя контрастные произведения одного жанра.
  • Побуждать к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости к музыке, передающей художественный музыкальный образ в развитии.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  • Развивать способность к самостоятельным оценочным суждениям.
  • Развивать музыкальные способности (слуховые представления, музыкально-ритмические чувства)

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ

  • По две карточки на каждого ребёнка с изображением лица “весело” и “серьёзно”; сказочный сундучок с деревянными палочками ( на каждого ребёнка по две палочки); куклы бибабо - Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч; ширма для кукольного представления; музыкальные инструменты ( треугольник, муз.тарелки, ксилофон, металлофон, самодельные шумовые инструменты по Карлу Орфа;
  • большие красочные платки с кистями (для танца).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог приглашает детей в зал.

Дети исполняют песню “ Здравствуй, музыка” М.Л.Лазарева.

Выполняют музыкально-ритмические движения - двигаются подскоками по кругу под музыку “Полька” В.Зайлазовой, перестраиваются в два круга. Под музыку “Полька” М.Глинки выполняют движение боковой галоп. Воспитатель следит за согласованностью движений детей с музыкальным сопровождением.

Перестроение в общий круг. Звучит “Марш” Т.Ломовой, дети идут по залу, энергично взмахивая руками, высоко поднимая колени. Педагог предлагает сесть на стулья.

Педагог. Сейчас вы шли каким-то особенным, четким шагом. Как этот шаг называется? (Марш.) Правильно, а музыка вам помогала маршировать? (ответ.) Как она звучала? (бодро, энергично, радостно.) А сейчас, я вас попрошу встать и под марш (любой 2-х частный марш, по выбору педагога) на месте попрыгать (дети прыгают на двух ногах), а теперь бежать, а вот ещё можно попробовать плавные движения руками (дети поднимают руки вверх и качают вправо - влево.). Какое движение лучше всего получилось? (маршировать.) Правильно, лучше всего маршировать, то есть ходить особенным, ладным, четким шагом.

Воспитатель. Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная.

Для кого пишут марши? ( для солдат, спортсменов, детей и т. д.) Где вам приходилось слышать марши? (ответ детей.)

Игра-загадка “ Кто идёт?”

(Дети достают две карточки с изображением лиц “серьёзное” и “веселое”)

Звучит “Марш” И.Кишко и “Марш” В.Шульгин.

После прослушивания дети определяют настроение, характер марша показом соответствующей карточки.

Педагог. Вы прослушали и правильно определили характер музыки - серьёзный “Марш” И.Кишко и весёлый “Марш” В.Шульгина. Что вы представили себе, слушая серьёзный марш? (шагающих солдат.) А весёлый марш? ( шагающих детей.)

Под сказочную музыку ( по выбору музыкального руководителя) в зал входит Фея Музыки, в руках сундучок с деревянными палочками.

Фея Музыки. Я, Фея Музыки. Услышав волшебные звуки марша, я поняла, что только вы сможете помочь. Дети вы любите сказки? ( ответ.) Я тоже их очень люблю. Читая как-то сказку, про Ивана Царевича, который отправился за своей невестой Василисой Прекрасной, в тёмный лес, в царство Змея Горыныча, поняла, что Ивану Царевичу одному не справится без звонкого и бодрого звука марша. Скажу один секрет: музыка, обладает удивительной способностью воздействия, под звучание музыки все может измениться. Ребята, вы готовы помочь? ( ответ.) Вот вам музыкальные палочки, они вам помогут.

Спешите, отправится в сказку. “ Чудо раз, чудо два, чудо три, вот и в сказку вы пришли”. (Фея Музыки уходит.)

СКАЗКА

Под музыку на ширме появляется Иван Царевич (кукла би-ба-бо или тростевая кукла).

Иван Царевич. Какой густой и тёмный лес, не пройти мне его совсем, дороги невидно. Что мне делать? (Звучит “Марш деревянных солдатиков” П.Чайковского. Дети вместе с педагогом простукивают ритм марша, выделяя сильную долю. Лес расступается.) Смотри-ка лес расступился, дорогу мне открыл. Ах, какая волшебная музыка. (Иван Царевич проходит по кругу.) Вот и пришёл ко дворцу Змея Горыныча. Выходи! Хочу сразиться с тобой. (Под музыку вылетает Змей Горыныч. Дети отстукивают палочками ритм марша.)

Змей Горыныч. Прекратите! Я терпеть не могу такую музыку! Уж очень она звонкая. Лучше скроюсь в своём подземелье. (Улетает. Под музыку появляется Василиса Прекрасная).

Иван Царевич. Спасибо, тебе музыка! Спасибо вам ребята! Только, пожалуйста, скажите мне, как она называется? (марш.) Теперь буду всегда с собой брать звонкую, бодрую музыку марша.

Педагог. Я думаю, что для Ивана Царевича и Василисы Прекрасной мы можем устроить праздник. Гости у нас уже есть. (показывает на сидящих в зале взрослых.) Артистами будем сами. А на празднике, что делают? (ответ.) Правильно, веселятся, в игры играют, пляшут, песни поют. Артистам надо немножечко подготовиться.

Исполняется песня для распевания “Солнышко”.Муз.И.Рыбкиной.

(От “до” первой октавы, до “до” второй октавы).

“Утром солнышко встаёт, тихо по небу плывёт.
Солнце за день устаёт, вниз за горы спать идёт”.

Педагог. Чтобы красиво петь, надо правильно дышать. (Работа над дыханием). Проводится игра “Ветерок”.

Конферансье (ребенок) объявляет начало концерта.

Дети исполняют песню “Добрая песня”. Музыка и слова Е.Шаламоновой.

Педагог. Какой - же концерт без весёлого оркестра!?

Дети исполняют на детских музыкальных инструментах вместе с педагогом.

Оркестр “Сказки венского леса” Музыка И.Штрауса.

Русский танец с павловопосадскими платками.

Участвуют: 8 девочек в русских народных костюмах.

Реквизит: павловопосадские платки.

Звучит песня “Околица” из репертуара ансамбля “Золотое кольцо”.

(все движения взяты из сборника “Танцы в детском саду” за 2003 год.

Разработка танцев Наталии Зарецкой и Зинаиды Роот).

(Концертные номера педагогом могут быть изменены).

(Иван Царевич и Василиса Прекрасная благодарят всех участников за праздник).

Иван Царевич.. Теперь, ребята, я вам помогу вернуться обратно в детский сад. “Чудо раз, чудо два, чудо три - вот и в садик вы пришли”.

Педагог. О каком музыкальном жанре мы говорили на занятии? Что нового вы узнали о марше? Какие виды марша существуют?

Да, ребята, теперь мы знаем об удивительной способности воздействия музыки. Мы узнали, что музыку можно не только слушать и исполнять, но она может стать нашим помощником в жизни. (Под музыку марша (по выбору педагога) дети покидают музыкальный зал).

Литература

1. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду (Н.А.Ветлугина, А.В. Кенеман – М.,1983).

2.Кабалевский Д.Б. Музыка, начальные классы (Д.Б.Кабалевский – М.,2004).

3.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: система обучения Карла Орфа (Т.Э.Тутюнникова – М.,2000).

4.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста (А.Н. Зимина – М., 2000).

5.Девятова Т.Н. Звук – волшебник (Т.Н. Девятова – М.,2006).