Самодержавие Алексея Михайловича

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками, диалог.

Методы: проблемно-диалогическая технология (побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к знанию диалог), обобщение и анализ исторических источников, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.

Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, слад-презентация, дидактические материалы для каждой группы уч-ся

Учебные цели и задачи:

  • представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича;
  • ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?;
  • учить детей выделять главное и делать выводы;
  • выработать собственную оценку на заявленную проблему.

Ход урока

1. Организационный момент

Отдадим дань уважения времени и обозначим сегодняшнее число. 09.02.2011

2. Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы будем сотрудничать. Я научу вас выделять главное в тексте и делать выводы. Мы разберём один из интереснейших периодов истории нашей страны.

На прошлом уроке вы рассмотрели социально – экономическое развитие России. Какие изменения будут происходить в политике ,мы разберем сегодня. Но прежде вспомним…

3. Актуализация опорных знаний.

- Что вам известно о Михаиле Федоровиче Романове?

- Воцарением династии Романовых, закончился какой период в истории страны?

- Какая форма правления сложилась в период правления Михаила Федоровича?

4. Постановка проблемы

В1645 году умер Михаил Федорович. Новым царем стал его сын 16-летний Алексей он правил с1645 по1676 год.

Сохранил ли он политику, начатую его отцом, мы узнаем, когда познакомимся с некоторыми документами.

Прочитайте высказывание Алексея Михайловича о своей власти и выполните задание, связанное с ним.

- Судя по первому документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

- Судя по второму документу, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

- Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

Известно, что многие правители России, получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Давайте приведём примеры.

  • Князь Владимир Святой -? Красное Солнышко
  • Князь Дмитрий Иванович -? Донской
  • Князь Александр Ярославович-? Невский
  • Князь Иван 1-? Калита
  • Царь Иван 4-? Грозный

- Всегда ли были верны эти народные прозвища?

- Как прозвали Алексея Михайловича?

- Мы ознакомимся с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или не согласиться с данным царю прозвищем “Тишайший”.

В течение урока мы будем заполнять опорную схему.

5. Открытие нового знания

А) Какими чертами характера должен обладать правитель, которого мы можем назвать царем-самодержцем?

- Давайте послушаем характеристику Алексея Михайловича, которую дал историк С.Ф.Платонов. Слушайте и выписывайте достоинства и недостатки царя в ваш опорный лист.

- Можно ли Алексея Михайловича назвать самодержцем?

Давайте выскажем свою точку зрения, придерживаясь этой схемы.

Б) Как эти черты характера отразились на политической жизни страны, мы узнаем, рассмотрев вопрос одного события.

(сообщение учителем темы мотивирующим приёмом)

- Что это у меня? (соль)

Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое внимание на юного царя оказывал боярин Б.И.Морозов – его воспитатель. Это был алчный и властный человек. В 1646 году по его предложению был введен дополнительный налог на соль. Это вызвало увеличение цены на мясо и рыбу. Народ был возмущен и в 1647 соляной налог отменили. Но тех, кто не успел его выплатить за предшествующие годы, обязали возместить недоимку. Это вызвало ярость народа. В июне 1648 года царя окружила толпа, они хотели подать челобитную. На следующий день народ ворвался в Кремль.

Испуганный царь вышел к народу с иконой в руках. Он обещал во всем разобраться. Царю пришлось выдать московскому люду некоторых бояр: Плещеева, Чистого, Траханиотова, которых участники восстания убили. Со слезами на глазах царь умолял пощадить его воспитателя – Морозова. Он вынужден был сослать его в Сибирь.

Этот бунт назвали - соляной, в нем приняли участие – посадские люди, стрельцы и дворяне.

  • Как проявил себя царь? Как самодержец или нет ?
  • Какой он сделает для себя вывод?
  • Найдите подтверждение своим версиям на с 49 (последний абзац 2 пункта)

В) Какие сборники законов были известны на Руси до 17 века? (“Русская правда”, Судебник 1497, Судебник1550)

- Алексей Михайлович принял решение о составлении свода законов - Уложение.

Этот крупнейший документ действовал до 30-х годов 19 века. Уложение было принято в 1649 году. Его подписали 277 выборных земских. Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. До Петра1 листы таких документов не накладывались, а склеивались между собой, образуя свиток. Длина свитка с Уложением 1649 года, поныне хранящегося в особом ковчеге, составляет 309 метров.

Давайте чуть познакомимся с этим документом.

Г) Используя текст документа на странице ,докажите,что Соборное Уложение укрепляло власть царя.

Д) В Соборном Уложении были затронуты и другие очень важные вопросы жизни страны. Давайте рассмотрим какие, пользуясь учебником (пункт 3 ) и заполним таблицу в опорном листе.

- Используя для ответа учебник на с 50 попробуйте доказать, что при Алексее Михайловиче оформилось крепостное право.

6. Применение на практике знаний. Итоги

- Какие нормы Соборного Уложения являются неприемлемыми для человека нашего времени?

- Как сегодня называется основной свод законов России?

- Как можно ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? Можно ли царя Алексея Михайловича назвать “Тишайшим”?

7.Д/з

- Прочитайте название параграфа 9

- Как могло, по-вашему мнению, отразиться укрепление власти царя в жизни страны?

- Свои предположения вы сможете проверить, когда познакомитесь с текстом дома.

- Спасибо за сотрудничество. В благодарность за труд отличные оценки получают…