Урок-путешествие "Государство на берегах Нила"

Разделы: История и обществознание


(5 класс, учебник “История Древнего мира”, авт. А.А. Вигасин и др., 2011 г.)

Цель урока:

  1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
  3. Обеспечить усвоение учащимися понятия “цивилизация”.
  4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника, историческим документом.

Учебное оборудование:

  1. карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
  2. электронный учебник по истории Древнего мира (диск);
  3. презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)
  4. маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

2. Цель урока.

3. Изучение новой темы.

План.

  1. От первобытности к цивилизации.
  2. Страна Египет.
  3. Разливы Нила.
  4. Объединение Египта.

4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?

Ответы учащихся.

На слайде ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Для этого вы должны прослушать небольшую лекцию (диск), прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

  • Ответы учащихся.
  • Заполнение таблицы.
  • Работа по карте.

Слайд-карта

Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

6. Работа с историческим документом.

Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека.

П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

– О каком явлении идёт речь?

Ответы учащихся.

– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. Диск – “Хвалебные песни Нилу”.

7. Решение творческой задачи: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?

Ответы учащихся.

8. Физкультминутка.

9. Комментированное чтение текста учебника. п. 3

– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов – Объединение Египта. Карта.

10. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. Не забываем ставить печати за правильный ответ!

1) Работа по карте:

  • Показать: реку Нил, дельту, 1-й порог, Мемфис, Средиземное море.

2) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина

11. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

12. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Контурная карта задание 1,2.

13. Рефлексия: Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?