О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно - двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущее значение имеют рациональный двигательный режим и всестороння поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно при интеграции образовательной и лечебно - оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и тесного взаимодействия педагогов медицинских работников (Л. Д. Глазырина, В. К. Волкова, М. Д. Маханева и др.).

Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенном снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста (Р. Б. Стеркина, С. М. Мартынов, Т. С. Грядкина и др.), что обусловлено ухудшением социально - экологических и экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ проведенных отечественными ученными исследований показал, что современное состояние здоровье детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность дефектов и заболеваний опорно - двигательного аппарата (75 %), функциональных отклонений органов и систем (более 70 %), хронических заболеваний (50 %). У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения органов движения и опоры, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения и аллергических проявления.

В условиях нашего ДОУ вопрос создания здоровьесберегающей среды решается и как работа по сохранению и укреплению здоровья детей в целом, и как система педагогической поддержки индивидуального физического развития каждого ребенка. В связи с этим наиболее значимым представляется аспект воспитательно - оздоровительной работы, предполагающий формирование ценностных установок на здоровый образ жизни как индивидуальная потребность ребенка.

Технология укрепления и развития здоровья дошкольника обеспечивалась не только системой медицинских, психолого - педагогических мероприятий, но и специальной здоровьесберегающей организацией жизни ребенка в детском саду. Для этого необходимо, чтобы сам режим пребывание ребенка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении способствовали его физическому развитию, формировали осознанное отношение к своему здоровью, пониманию смысла и значения самостоятельных действий для настоящего и будущего физического благополучия.

В своем уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие "здоровье" не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: "Здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие". Иными словами, невозможность понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, к которой живет человек (природа, домашняя обстановка, духовная атмосфера семейного социума, социальное окружение), от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебы, труда, поведения, отдыха), от его назначения и целей, духовного развития. Здоровье как функция успешной жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Нам были представлены следующие профилактические модели, которые можно использовать в воспитательной работе со старшими дошкольниками по здоровьесбережению:

  • улучшение здоровья;
  • альтернативной деятельности;
  • обучения жизненным навыкам.

Модель улучшения здоровья предполагает овладение навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, способов овладения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение поддерживать свое эмоциональное состояние. Действия на основе этой модели рассчитаны на длительный позитивный эффект.

Модель альтернативной деятельности предполагает, что детям может быть предложена специфическая позитивная деятельность (это могут быть как занятия разнообразными видами спорта, бальными, современными танцами, музыкой, художественная деятельность др., так и занятия, знакомящие детей с различными оздоровительными техниками). Необходим индивидуальный подбор деятельности в соответствии со специфическими личностными потребностям ребенка. Эта модель подразумевает преодоление разного рода препятствий и вызывает сильные положительные эмоции чувства, способствует формированию позитивного отношения к жизни.

Модель обучения жизненным навыкам создает условия для перехода к самопомощи, происходит сознательный отказ от позиции "Я не могу", к формированию оптимистической жизненной позиции "Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями".

Специфика тем определяет выбор пакета здоровьесберегающих технологий для работы со старшими дошкольниками, среди которых:

  • игротехнология;
  • рекреация - технология восстановления физических сил;
  • релаксация - технология снятия нервно - психического и мышечного напряжения;
  • катарсис - технология восстановления духовных сил, укрепление нравственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему - технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Полученные знания и практический опыт взаимодействия с природой, своим организмом, эмоциями, окружающими людьми позволяет детям понять взаимосвязь собственных мыслей и поступков, что во много сформирует навык управления своим поведением. В этом вопросе есть и другая, не менее важна сторона. Подобное единство мысли и действия закрепляет эффект отдельной оздоровительной еры в виде устойчивого психофизического состояния, укрепляющего и, при необходимости, восстанавливающего здоровье ребенка.