“Развивающемуся обществу, – подчёркивается в “Концепции модернизации Российского образования”,– нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / http://www.mma.ru/article/id10055)
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Таким образом, школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Очевидным становится факт того, что результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться, становятся всё более востребованными.
В контексте прав человека именно образовательный стандарт является документом, который создаёт важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.
В новом стандарте меняется вектор целеполагания, а это влечет за собой изменения в содержании и структуре образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное – умения обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
В договоре закрепляется, что школа обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей. (Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261) Поэтому одним из важнейших требований общества к образовательной системе является формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. (Фундаментальное ядро содержания общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821)
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. (Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.– Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ “Пазори”, 2001. – 8 с.)
Обзор изученных источников информации
Сформулированные в Стандарте требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. (Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452)
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения русского языка в школе:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. (Фундаментальное ядро содержания общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821)
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Организация учебного процесса на основе личностно – ориентированного обучения позволяет реализовать требования стандарта.
Что же такое личностно – ориентированное обучение?
Личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально-заданного и личностно значимого индивидуального опыта познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, как равноправных партнеров. Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития. Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся. В начальной школе реализуются педагогические учебные ситуации, в основной школе проблемные ситуации, требующие проявления познавательной активности и творчества самих учащихся, в старшей школе образовательные, предполагающие осуществление учащимся сознательного самостоятельного выбора содержания образования и форм учебного сотрудничества. (Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452)
По определению Д.Г. Левитеса личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Критериальная база личностно – ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений и навыков, сколько на сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований. (Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. – Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ “Пазори”, 2001. – 146 с.)
Педагогические технологии на основе личностно – ориентированного подхода это:
- технология саморазвивающего обучения Селевко Г. К.;
- педагогические технологии адаптивной школы;
- гуманно – личностная технология Амонашвили Ш. А.;
- технология уровневой дифференциации;
- игровые технологии;
- технология индивидуального обучения (метод проектов);
- технология “Педагогические мастерские".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при личностно – ориентированном обучении обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых. Создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей, обеспечивается создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Происходит стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Оценка деятельности осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Описание собственного опыта работы по избранной проблеме
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной речи, монологической и диалогической, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. (Примерные программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531)
Познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., разработала свою систему работы с учащимися на уроках русского языка. Целью такого обучения является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов каждого ученика.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивает возможность развития и саморазвития личности ученика, способствует созданию необходимых условий для учёта их индивидуальных способностей, обеспечивает создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения при организации работы по развитию речевых умений школьников
Речевая подготовка (коммуникативная компетенция) школьника является одним из показателей его общего развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным. Это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Важными коммуникативными умениями, которыми должны овладеть обучающиеся, являются: написание поздравления, приглашения, объявления, отзыва, аннотации, плана ответа, уметь объяснить лексическое значение слова. Именно поэтому все годы работы огромное внимание уделяю речевому развитию обучающихся. Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком.
Однако их речь требует совершенствования с самых разных точек зрения
Начинаю эту работу с проведения диагностики. Стартовая диагностика высвечивает проблемы в развитии речи школьников. Кропотливую работу по развитию речи веду не только на уроках русского языка и литературного чтения, а отвожу ей важное место на всех предметах. Анализ предложений, текстов, восстановление деформированных предложений, работа по составлению собственных высказываний, работа над сочинениями, изложениями, обучение разным видам пересказов, сравнительный анализ произведений, формирование умения самостоятельно ставить разные виды вопросов (простые, уточняющие, творческие, оценочные, практические) и искать ответы на них – всё это позволяет решать межпредметную задачу: общее развитие учащихся. Конечно, на всех предметах я слежу за речью учащихся, объясняю вместе с обучающимися значение новых слов, оцениваю выразительность языка. Но только на уроках русского языка и литературного чтения задача развития речи решается в определённой системе.
Например, в 3– 4 классах знакомлю детей со структурой письма, его стилистическими особенностями. Этот эпистолярный жанр уходит из нашей жизни. На смену бумажной переписке пришла электронная почта. Несмотря на это, считаю, что навыки вежливого обращения в письменном тексте, знание правил построения письма пригодятся и при написании SMS, будут просто необходимы в жизни. Провожу интегрированный урок русского языка и ИЗО с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме “Развитие речи. Письмо”.
На уроке-путешествии перед обучающимися поставлена конкретная цель: познакомиться с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств. Определить, насколько востребован эпистолярный жанр в настоящее время? Научиться строить собственные высказывания, переводить устную речь в письменную.
Подготовка к уроку сообщений, презентаций о наскальных рисунках, пиктограммах, превращении символов в буквы, про узелковое письмо, клинопись служит включению в учебную деятельность самостоятельной работы обучающихся с новой информацией. Ученики узнают, что такое папирус, пергамент, берестяные грамоты, бумага. Организация групповой работы по написанию и чтению сообщений в виде рисунков способствует развитию умения общаться, договариваться, сообща решать вопросы.
Анализ обучающимися разных видов писем: письмо – пожелание, письмо – поздравление, письмо – сообщение, выработка в группах правил письма позволяет самостоятельно добывать знания.
Самостоятельная работа по написанию писем, SMS способствует формированию положительной учебной мотивации. Дети знакомятся с тем, как правильно разместить текст на листе бумаги. Как оформить и подписать конверт (проводится практическая работа в парах). И в заключении составляется схема как путешествует письмо.
Чтобы усилить практическую направленность в преподавании, научить применять полученные знания в жизни, на уроках русского языка практикую обучение созданию текстов-отзывов в форме письма другу. Использование памятки для составления отзыва о прочитанном произведении позволяет каждому обучающемуся самостоятельно справиться с работой.
Использую разные методические приёмы, например, “ Откуда слово выросло?” Этот приём интегрирует в себе целый блок понятий и представлений, которыми должен овладеть младший школьник: словообразование из одного корня; гнездо родственных слов; части речи , образованные из одного корня; использование словообразовательных словарей; морфемная структура слова; разбор слова по составу; словоизменение; изменяемые и неизменяемые части речи и т.д. Применяю карточки – тренажёры, графические символы для обозначения орфограмм. (Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы:Учебно-методическое пособие.-2-еизд.-Самара: изд.“Учебная литература”-издат.дом “Федоров”,2008.-53с.)
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного процесса, использование дидактического материала.
Это необходимо на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В методических работах предлагаются различные пути повышения грамотности, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,– это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал… – Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания… – Я понял, что… – Теперь я
могу…
– Я почувствовал, что… – Я приобрел… – Я
научился…
Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, способствуют выработке навыков самоанализа, учат осмысленно работать. Всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.
Определение дальнейших перспектив исследования
Работая над темой “Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка”, я пришла к выводу, что технология личностно ориентированного обучения – во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и “Портфель ученика”. Все указанные технологии органично взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему.
Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся .
Применение данных технологий позволяет реализовать требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку.