Классный час по профориентации "Угадай профессию"

Разделы: Химия


Цель: создать условия для личностного самосовершенствования обучающихся через организацию профориентационной работы. Ознакомить учащихся с классификацией профессии по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

  • активизировать личное участие в формировании своего будущего;
  • пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности;
  • создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор для показа презентаций;
  • иллюстрации различных профессий;
  • выставка книг по теме.
  • Форма внеклассного мероприятия - игровая.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Выступление представителя ЦЗН.
  3. Конкурс.
  4. Разминка.
  5. Кто что делает.
  6. Рефлексия.

Ведущий:

(Приложение 1, слайд 1)

Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В.В. Маяковского:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Да в настоящее время вы находитесь перед очень сложным выбором. От этого выбора, пожалуй, зависит вся ваша будущая жизнь. Будете ли вы учиться в 10 классе ресурсного центра, техникуме или колледже - выбор вам предстоит сделать уже сегодня. Сегодняшний рынок труда очень разнообразен. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии востребованы в современное время. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Наше занятие я предлагаю провести в виде игры.

Придумайте названия своих команд.

Команда "......" и "........".

Итак начинаем!

Скажите, ребята, а где можно узнать о профессиях? (Ответы детей).

Слово предоставляется представителю ЦЗН.

Многие профессии вам уже знакомы, а некоторые вам предстоит только узнать. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Первое задание. Начнем его с разминки. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку.

Ведущий:

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

  • "человек - природа",
  • "человек - человек",
  • "человек - техника",
  • "человек - художественный образ",
  • "человек - знаковая система".

Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

Профессии уже распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка, обращаясь к командам по очереди.

  • "Человек - художественный образ":

скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист.

Психологом нашей школы среди обучающихся 9-х классов проводилось тестирование по профориентации. По данным около 5% девятиклассников нашей школы выбирают область искусства.

Поднимите руку, кто выбрал данную сферу деятельности.

  • "Человек - природа":

инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.

По данным психолога около 25% девятиклассников выбрали область природы.

Среди присутствующих есть ребята, кто выбрал данную область деятельности?

  • "Человек - техника":

Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.

По данным психолога около 22% девятиклассников нашей школы выбирают технические специальности.

  • "Человек - человек":

секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

По данным психолога около 20% девятиклассников выбрали работу в общественной сфере деятельности.

  • "Человек - знаковая система":

оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик. Фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

По данным психолога около 18% девятиклассников нашей школы выбирают работу в научной сфере деятельности.

Ведущий:

Давайте обсудим, какие профессии окружают вас сейчас. Скажите, с какими профессиями вы сталкиваетесь ежедневно. (Ответы).

Следующее задание командам.

Для ваших оппонентов загадайте профессию, а для подсказки дайте короткую характеристику.

Например: Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).

Ребята отвечают по 3 раза.

Ведущий:

Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.

Каждый человек неоднократно встречался с данной профессией. Этот человек много значит в жизни каждого из вас. Без него вы не смогли бы научиться читать, писать, считать. Он научил вас уважать взрослых, не обижать малышей. Быть терпимым и заботливым, радоваться успехам своего друга. (Учитель).

Ребята, а у кого родители выбрали эту благородную, но неспокойную профессию? Поднимите, пожалуйста, руку.

В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности - обязательное условие этой профессии. (Электромонтер).

Ребята, поднимите руки, чьи родители заняты именно в этой профессии.

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В. Ломоносова: ": в земных недрах пространство, и богато царствует натура: Металлы и минералы сами во двор не придут - требуют глаз и рук дл своего прииску". Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер).

Ребята, чьи родители являются горняками и шахтерами?

Вы действительно уже знакомы не понаслышке со многими профессиями. И знаете не только хорошие, но и трудные стороны некоторых из них. Специфика нашего города показывает, что большинство жителей владеет техническими специальностями. Какое предприятие в нашем городе является градообразующим?

Работники каких специальностей работают на ГОКе? (буклет)

А знаете ли вы, что таких специальностей около 46! В школьной библиотеке находится брошюра, составленная учениками нашей школы, где указан весь перечень специальностей ГОКа с описанием каждой из них.

Мы надеемся, что вы как истинные патриоты родного города после получения профессионального образования вернетесь в родной город и многие из вас, надеюсь, будут работать именно на ГОКе. Работать на столь значимом предприятии и почетно и ответственно.

ФИЛЬМ О ГОКе

Овладение техническими специальностями невозможно без знаний математики, физики и химии. Вы знаете, что в нашей школе функционируют классы с углубленным изучением математики. Те знания, которые вы получите, станут для многих из вас подспорьем, серьезной базой для получения будущей профессии.

Да, спектр специальностей в современном мире очень широк. Сейчас я назову вам некоторые современные профессии, а вы мне скажите, что эти профессии означают:

  • блоггер;
  • спичрайтер;
  • коучер;
  • шоппер.

Ребята, а где можно почерпнуть информацию об этих профессиях?

В интернете.

  • 1 команда - 2 слова.
  • 2 команда - 2 слова.

Уже в ближайшее время вам тоже предстоит устраиваться на работу. Кроме необходимых документов, что еще интересует работодателя? Кто из вас умеет составлять резюме? Кому приходилось составлять?

Ученик комментирует, что такое резюме.

Каждый в команде в течение 3 минут пишет резюме на себя.

Кто справился с поставленной задачей? Кто это делал впервые? Трудно? Чего не хватает для составления резюме? Кто хотел бы поделиться опытом?

Вот и подходит к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе6 профессии?

(Впечатлениями делятся дети).

Сейчас подсчитываем заработанные баллы. И победителем в сегодняшней игре стала команда "...".

А сейчас мне хотелось вам напомнить несколько правил Билла Гейтса, самого успешного и богатого человека в мире. В свою очередь он всего добился в жизни сам и часто, выступая перед старшеклассниками, говорит о тех вещах, которых никогда не преподают в школе, но которые помогли ему добиться таких высот:

  • Правило 1
  • Правило 2
  • Правило 3
  • Правило 4
  • Правило 5

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? Как вы думаете почему???

В заключении хотелось бы вам, ребята, пожелать выбрать ту профессию, которая поможет вам проявить свои способности, поможет стать успешным и таким же богатым как Билл Гейтс.

Спасибо за работу!