Цель: Познакомить с понятиями племена (род), Русичи, Русь.
Задачи:
- Воспитание любви и гордости за свою Родину.
- Ознакомление с прошлым нашей Родины.
- Развитие интереса к познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, монитор, электронное пособие “Кирилл и Мефодий”, “Большая электронная энциклопедия”
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Вводная беседа.
- Представьте себе человека, который забыл своё прошлое. Забыл, кто его родители, где как жил, чему учился и что знал?
- Как вы думаете, легко такому человеку?
- Конечно, это ужасно. Тоже самое можно сказать и о человечестве. Горе ему, если оно забудет своё прошлое.
- А для чего надо знать историю, прошлое?
- Знание родной истории помогает осознать, чем твой народ отличается от других народов и государств.
Знание истории помогает не повторять ошибок, за которые дорого заплатили наши предки, учитывать их горький опыт.
- А как люди узнают о прошлом?
СЛАЙД № 2
Предания (устный рассказ о том, что было);
Былины (песни-сказания на распев);
Летописи (запись событий по годам (летам));
Записки иностранцев;
Находки археологов (орудия труда, посуда, одежда и т.д.)
- Вспомним, что изучает АРХЕОЛОГИЯ?
- Мы уже много интересного узнали о нашей стране. Сегодня мы начнём говорить о прошлом нашей страны, “Откуда есть пошла земля русская” Совершим путешествие в прошлое.
СЛАЙД № 3“Откуда есть пошла земля русская”
СЛАЙД № 4 Физическая карта.
- Посмотрите, вот так выглядит территория нашей страны. А примерно такой территория была, когда только зарождалась наша страна.
- Что изменилось с тех далёких лет.
- Была территория наших предков маленькая, а теперь она самая большая страна в мире.
-Что нам нужно выяснить? Какой вопрос напрашивается? или что хотелось бы узнать?
(Почему так произошло, что территория нашей страны была небольшой, а сейчас наша страна самая большая в мире)
СЛАЙД № 5 (появляется карта поселений славян)
- А теперь посмотрите поближе, на этой карте зелёным цветом выделена территория, где проживали предки.
Предки- это люди от которых мы произошли. ( появляется определение предков)
Первые поселения наших предков были на берегах Дуная. Жилось им там привольно: климат там тёплый, земля плодородная, растительность богатая. Но другие народы стали теснить их и им пришлось двигаться на другие земли. Селились по берегам рек и озёр, на высоких холмах, в лесах.
Сначала они жили по берегам реки Днепра, но расселились и занимали всё новые и новые земли.
- Итак, почему наши предки стали расселятся на новые земли? (их стали теснить другие народы)
СЛАЙД № 6- Скажите, а сколько человек в вашей семье?
- А вот раньше семьи были очень большими. В каждой семье было по 10-12 детей, а у взрослых детей свои дети и жили они все вместе со своими родителями. Это была большая семья, называлась - родом или племенем.
(Появляется определение племени ( род))
ПЛЕМЯ (РОД) – это объединение нескольких семей.
СЛАЙД № 7 (появляются названия племён)
- Ребята, мы живём с вами в самой большой стране, а как называют наш народ?
- Русские, а наших предков называли по-разному.
На территории России 15 веков назад жили многочисленные племена. Их было около двух сот.
- Подумайте, как могли называть племена , живущих в поля? (поляне)
Те племена , которые жили в полях , по берегам Днепра называли ПОЛЯНЕ;
- А тех, кто жил в лесах? (ДЕВЛЯНЕ)
ДРЕВЛЯНЕ, потому что жили в лесах (от слова деревья);
- А в местах неровных с лесами и болотами, можно сказать с кривой поверхностью? (КРИВИЧИ)
КРИВИЧИ- племена, которые жили в местах неровных с лесами и болотами;
- Племя, которое поселилось между рекой ПРИПЯДЬЮ и ДВИНОЙ стали называть ДРЕГОВИЧИ.
- Подумайте, почему? От слова “дрегва” -болото или непрочная сырая земля.
Между рекой Припятью и Двиной-ДРЕГОВИЧИ, от слова “дрегва”, что означало болото, непрочная зыбкая сырая земля;
- А так же северяне, по рекам Десна, Сейм и Сула.
- РАДИМИЧИ- по рекам Сож и Сейм (союз 8 племён, которые породнились между собой)
- ПОЛОЧАНЕ – от речки Полоты, которая впадает в Двину.
- ВИТЯЧИ – основатель рода Вятка
- ВОЛЫНЯНЕ
- ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ , а не славяне ( так их называли в летописях). Жили вокруг озера Ильмень.
Мы назвали только небольшую часть племён, у некоторых объяснили название у некоторых нет. Название других племён вы попробуйте найти объяснения дома. Для этого используйте различные источники информации.
- Вот все вместе племена называли СЛАВЯНАМИ.
СЛАЙД № 8Внешний вид славян.
- А вы хотите узнать, как выглядели наши предки?
- Как вы себе их представляете? Какими они были?
- Славяне были нрава доброго и очень гостеприимного. Выходя из дома, не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдёт путник. В древних письменных источниках говорится, что славяне храбрые и выносливые.
СЛАЙД № 9По легендам и летописям можно представить славян. Красна- девица: глаза голубые, брови соболиные, Щёки алые, будто маков цвет, шея белая, лебединая, походка гордая, поступь величавая.
СЛАЙД № 9Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг “под горшок”. Мужчины славились своей силой, не зря говорится “сила богатырская”. Они были сильными, высокими.
СЛАЙД № 10Семьи были большими и дружными. Молодые заботились о стариках.
СЛАЙД № 11Старики присматривали и учили малых детей.
СЛАЙД № 12Стариков уважали и почитали, во всём слушались.
- Скажите, как называется наше государство?
- А раньше, как называли? Кто знает почему?
(появляется название)
- Многие считают, что название “Русь” связано с внешним видом славян: большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли “русы” или “русины”.
- Есть и другое мнение учёных: будто название “Русь” произошло от названия реки Рось: притока Днепра, где жили древние славяне-земледельцы.
Но науке точно неизвестно, откуда пошло название “Русь”, существуют, и другие предположения и кому стало интересно, то вы можете найти другие версии и мы заслушаем их на следующем уроке.
СЛАЙД №13 - Кто запомнил, какие предположения пошли по названию “Русь”?
А) Внешний вид;
Б) по названию реки Рось.
Найдите другие версии.
СЛАЙД № 14.- Итак, мы с вами знаем, на какой территории жили славяне. Скажите, а живя на берегу рек, в полях, в лесах, чем занимались наши предки.
- На столах у вас лежат листы с картинками, на которых изображены занятия славян. Поработайте в парах и догадайтесь, чем занимались древнее славяне?
СЛАЙД № 15.( картинка и рыболовство)- Ловили рыбу крюками, острогой, сетью. Река кормила и поила славян.
СЛАЙД № 16.- В лесах было много зверья, птиц. И конечно же, славяне занимались охотой. Охотились с луком и рогатиной.
СЛАЙД № 17.- Птиц ловили силками.
СЛАЙД № 18. -Собирали травы, ягоды и травы.
СЛАЙД № 19- А что же это за занятие?
- Посмотрите внимательно на картинку, где находятся мужчины? Что делают?
- Это занятие так же связано с лесом.
-Если вы присмотритесь, то на дереве можно увидеть дупло, а в дупле что как вы думаете? ( Мёд)
- Да наше предки собирали дикий мёд, а называлось такое занятие БОРТНИЧЕСТВОМ. А этих людей называли бортниками.
- Это занятие было лёгкое?
- Оно было сложным и требовало от людей большого труда, времени, смелости.
- А как вы думаете почему? (пчёлы, медведи)
СЛАЙД № 20
- Конечно, славяне пахали, сеяли, т.е. занимались земледелием. Это было их основное занятие.
Землю обрабатывали мотыгой, сохой, т.е. плугом.
А те люди, которые жили в лесах, им приходилось расчищать землю от леса.
Это был очень тяжёлый труд.
Первый год деревья вырубались, пни выкорчёвывали;
Второй год деревья сжигали, а зола использовалась , как удобрение;
Третий год засевали землю.
- Подумайте, легко ли жилось славянам?
- Конечно, тяжело. С утра до позднего вечера трудились наши предки.
А вот, где они отдыхали, как вы думаете?
СЛАЙД № 21
- А какие у них были дома, вот у вас какие дома?
- А какие?
- Посмотрите на экран, примерно так выглядело жилище славян.
-Кто знает, как оно называлось? (землянка)
- А почему его так назвали?
- Зачем они засыпали землёй крышу, стены.
СЛАЙД № 22
- Посмотрите, как было в самом жилище.
- Как обогревали свой дом наши предки?
- Были печи? Нет, они раскаляли камни докрасна на огне, а потом поливали их водой и паром нагревали жилище.
Позже стали делать печи без трубы, а дым выходил через отверстие в стене. Поэтому в жилищах пахло дымом.
СЛАЙД № 23
- И уже спустя многие годы люди научились строить добротные дома.
Такие дома строили на севере.
III. Итог урока
- На сегодня наше путешествие закончилось, а продолжим на следующем уроке.
- А сейчас скажите, что интересного, нового узнали на уроке?
Дома с .36-37, РАБАЧАЯ ТЕТРАДЬ С.15 ЗАДАНИЕ № 4.
Дополнительные вопросы:
- Версии названия “Русь”;
- Название племён,
- При подготовке домашнего задания вы можете пользоваться электронными пособиями “Кирилл и Мефодий”, “Большая электронная энциклопедия”, различные книги о Древней Руси, которые есть у нас в библиотеке, а сейчас представлены на выставке.
А также другие печатные энциклопедии, которыми можно пользоваться в библиотеке.