Урок математики. Тема: Число 10. Состав числа 10". 1-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с числом 10, составом числа 10;
    • формировать навыки правильного письма цифр и выражений;
    • учить считать в пределах 10;
    • закреплять умение характеризовать числа;
    • формировать умение различать геометрические фигуры,
    • вырабатывать навыки устного счета;
    • совершенствовать умения проводить анализ и решать задачи.
  • Развивающие:
    • развивать мыслительные операции, навыки логического мышления, речь и внимание учащихся, творческие способности.
  • Воспитывающие:
    • пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру;
    • воспитывать чувство коллективизма, любви к математике.

Оборудование: презентация; наборы цифр у каждого ученика, разложенные до урока по порядку (цифра 0 отдельно в конверте), образец написания числа 10, конверты для групповой работы, иллюстрации планет и Маленького Принца, магнитофон и звукозапись.

Этапы урока

Ход урока

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

1. Организационное начало урока.

Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по планетам знаний вместе с Маленьким Принцем, который жил на маленькой планете. Он трудился, любил любоваться закатом, но «ему очень не хватало друга». Однажды он решил отправиться в путешествие по планетам вместе с перелётными птицами. Слайд 2.
У каждого из вас на парте по 2 звёздочки удачи – красная и синяя. В конце путешествия вы проанализируете свою работу на уроке и дадите ей оценку с помощью этих звёздочек. Какая из них ярче будет гореть? Конечно, у красной  звёздочки удача больше.

Кто играет дружно,
Считает умело
Тот и в путешествие
Отправится смело.

Вместе с нашим Маленьким Принцем мы отправляемся на первую планету.

 
2. Актуализация опорных знаний. Планета 1. Слайд 3.

На этой планете мы посчитаем устно.

 
Слайд 4.

1. Рассмотрите внимательно геометрические фигуры.
– Какое задание мы можем с ними выполнить?
– По какому признаку фигуры можно разбить на группы, чтобы не было лишних?
– Какие фигуры будут в каждой группе?

2. В паре (за одной партой) повернитесь друг к другу и посчитайте двойками до 20 и обратно.

3. А теперь считаем устно и ответы, используя карточки с цифрами, положим во второй ряд:

– Найдите сумму чисел 7 и 2.
– Найдите разность чисел 8 и 3.
Укажите предыдущее число 5.
Какое число стоит между числами 7 и 5?

Утята плавали в пруду
У мамы утки на виду.
Вот нырнули пять утят.
А трое утят нырять не хотят.
Сколько всего утят на пруду?
Что-то никак сосчитать не могу.

В Солнечной системе 8 планет. Путешествуя, Маленький Принц побывал на семи планетах. На сколько планет больше в Солнечной системе, чем посетил Маленький Принц?

Классифицировать, группировать геометрические фигуры по самостоятельно составленному плану.
Описывать свойства геометрических фигур.
Слайд 5.

Кто выполнил задания верно, тот получил ряд чисел: 9, 5, 4, 6, 8, 1.
Расположите его в порядке возрастания: 1, 4, 5, 6, 8, 9
– Какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых?
– Расскажите всё, что знаете о числе 9. Как его можно получить? (Натуральное, однозначное, нечетное)

Наблюдать, устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по выбранному правилу.
3. Определение темы урока. Планета 2. Слайд 6.

На планете 2 мы постараемся определить тему нашего урока.
Разложите все карточки с цифрами, которые лежат на парте по порядку.
– Что обозначают эти цифры? (Натуральный ряд чисел).
– Какого числа не хватает, чтобы обозначить начало числового отрезка?
– Возьмите его из конверта.
У С.Я. Маршака есть стихотворение «Весёлый счёт», его расскажет…, используя Слайд 7.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это – десять.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
– Кто может сформулировать тему урока?
– Чем число 10 при записи отличается от остальных? (При записи его используется два знака – цифры 1 и 0)
– Как называются числа от 0 до 9?
– Каким будет число 10?
– Что есть у человека в количестве 10?
– Где вы встречаетесь с числом 10 в жизни?  (Календарь, часы, номер автобуса и троллейбуса, 10 рублей, 10 копеек)
Описывать явления и события с использованием числа 10.
Работа с учебником
4. Определение нового знания и целей урока.
Планета 3. Слайд 8.

Вот мы приближаемся к планете 3.
Откройте учебник на с. 38.
– Рассмотрите обе страницы учебника и скажите, что нового мы узнаем на уроке?
(Число 10 в натуральном ряду чисел, написание числа 10, состав числа 10).

а) Работа с демонстрационным табло с. 38 учебника

– Сколько рыбок на сюжетной картинке?
– Как обозначить количество рыбок на рисунке?
– Где находится 10 в натуральном ряду? (Стоит за числом 9).
– Как ещё можно записать число 10? (X –  римская цифра, десять кружочков – точек в форме треугольника. Треугольная модель числа 10).
– Где встречается римская цифра Х?
– Эта запись числа 10 нам потребуется при изучении чисел в пределах 100.

б) Написание 10.

С. 39 учебника («на клеточках» – наша пропись по математике, пишем только 1-ю строчку).

Определять цель работы на уроке, проговаривать порядок действий на уроке

 

Сравнивать количественные отношения предметов с их обозначением.

5. Конструирование проблемной ситуации.

 

 

 

 

Физкультминутка

а) Восстановите числовой отрезок.

Слайд 9.

– Какие числа вставили? Слайд 10.
– Назовите нечётные числа.
– К каким числам относится число 10?
– Расскажите о числе 10. (Натуральное,  чётное, двузначное).
– Почему число 10 двузначное?

б) Физкультминутка

В небе плавает луна,
В облака зашла она,
1, 2, 3, 4, 5,
Мы должны луну достать,
6, 7, 8, 9, 10.
И пониже перевесить.
10, 9, 8, 7,
Чтоб луна светила всем.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
6. Состав числа 10. Планета 4. Слайд 11.

Мы познакомились с числом 10. А что нового мы узнаем на  планете № 4?
Состав числа 10.

 
а) С. 38. 2. Составьте суммы, равные 10, используя натуральный ряд чисел, запишите эти суммы.

б) С. 38 учебника, найдите рисунок косточек домино.
– Какие варианты состава числа 10 подсказывают косточки домино на демонстрационном табло?  (5 + 5, 6 + 4)

Группировать числа по заданному  правилу.
в) С. 38, 1.

– По заданному выражению найдите признак  разбиения совокупности фигур на части.
Обоснуйте свой выбор. Как мы получили число 10 из геометрических фигур?

г) Практическая работа.

Работают в группах по рядам: каждой группе раздаётся конверт, в котором большой по размеру треугольник и 10 кружков двух цветов определенного количества: 1 группа – 7 и 3; 2 группа – 1 и 9; 3 группа – 2 и 8.
– Выложите кружки на треугольнике. Что заметили? (Кружков всего 10, они разного цвета и количества, значит, можно указать состав числа 10.)
– Какой вариант состава числа 10 встретился в каждой группе? Запишите на доске. (Таким образом, каждая группа записывает свой вариант)
– Составьте все возможные равенства для своего варианта разбивки, укажите в равенствах части и целое. Один ученик на доске, остальные в тетради в клеточку.
(Целое обводят кружком, части подчёркивают в каждом выражении)
Проверка. Слайд 12.

Сравнивать геометрические фигуры по форме и  величине.

Группировать числа по заданному  правилу. Освоить состав числа 10.

Классифицировать и сравнивать геометрические фигуры по разным признакам.

Выявить с помощью собственных предметных действий указанную закономерность, моделировать различные случаи состава числа 10.

Моделировать изученные зависимости между частью и целым.

Устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания.

д) Учебник с. 38, 2,
– Что нужно сделать? (С помощью рисунка-чертежа составить суммы, равные 10, используя натуральный ряд и записать их в учебнике).
– Расскажите, как вы это сделаете?
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

7. Физкультминутка под музыку. Танец утят. Слайд 13. (Если нет возможности проиграть мелодию через компьютер, то использовать магнитофон.)  
8. Решение задач. Планета 5. Слайд 14.

На планете 5 для нас Маленький Принц приготовил задачи.
Решение задач.

а) С. 39, №7.

1 группа – экипаж – читатели. Фронтальное жужжащее чтение. Вычитывание текста и подбор схемы по слайду.
2 группа – экипаж – математики. Найдите и назовите числа в задаче. Все учащиеся класса подчёркивают их.
Задание всему классу: найдите ключевые слова для схемы в тексте задачи и подчеркните.

Слайд 15.

– Какая из схем подойдёт к условию нашей задачи?
3 группа – экипаж – художники.
Комментируют схему к задаче.

б) Фронтальная работа.

– Какое число надо найти в задаче?
– Составьте план решения на основе понятий: большее и меньшее число. (Чтобы найти меньшее число надо из большего вычесть разность)
– Запишите решение задачи в тетрадь, объясните полученный результат, совместное оценивание результата.
– Как изменить вопрос в задаче, чтобы для неё подошла 4 схема?

в) Чтение и разбор двух других задач. Запись решения на доске и в тетрадях.

г) Индивидуальная работа детей по решению задач.

Работа учащихся по предложенному плану. Выбор заданий по степени сложности: можно решить любую задачу.

Моделировать изученные зависимости, находить и выбирать способ решения текстовой задачи, планировать решение задачи, объяснять (пояснять) ход решения задачи, использовать геометрические образы для решения задачи.
9. Повторение и  закрепление пройденного материала:
а). Взаимосвязь между частью и целым и состав 10.
б). Решение примеров с помощью числового отрезка.
в). Сравнить числа и выражения.
г). Решение уравнений.
Планета 6. Слайд 16.

На планете 6 проверим наши знания о числе 10.

а) С. 38, 3. Повторяем взаимосвязь между частью и целым и состав 10. Слайд 17.
Проверка. Слайд 18.

б) Самостоятельная работа.

С. 39, 4. Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка. Самостоятельно проведите стрелки и найдите значение.
Проверка фронтальная.
Какой получился промежуточный ответ и конечный результат?

в) Коллективная работа по цепочке. С. 39, 5. Сравнить числа и выражения.

г) С. 39, 6. Решение уравнений на доске и в тетради. (В тетради по выбору одно – два уравнения за данное время).

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении математических действий.
Моделировать изученные зависимости между частью и целым.
Использовать различные приёмы проверки правильности  нахождения значения числового выражения.
Контролировать правильность выполнения действий сложения и вычитания с помощью числового луча.
Исследовать  ситуации, требующие сравнения чисел и выражений.
10. Итог урока. Планета №7. Слайд 19.

Подходит к концу наше путешествие. На планете 7 подведём итог нашего урока.

Слайд 20.

За девятью идёт десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
и счёту нашему конец.

Счёт до 10 и обратно.

 
11. Рефлексия. Слайд 21.

С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?

Слайд 22.

Слайд 23.

– Возьмите свою звезду удачи и прикрепите её на звёздное небо на доске.

– Какую из них вы выберите сами: красную или синюю.

Определять степень успешности выполнения своей работы

Литература:

1. Петерсон Л.Г., Методические рекомендации к учебнику. Математика 1 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. –/ Л.Г  Петерсон М.: – Издательство «Ювента», 2007. – 288 с.
2. Бут Т.В., Математика. 1 класс. Поурочные планы (по учебнику Л.Г. Петерсон для четырёхлетней начальной школы) / Авт. сост.Т.В. Бут. – Волгоград: Учитель, 2005. – 384с.
3. Планеты Солнечной системы сегодня. [Электронный ресурс] Дата обращения: 25.01.12 Адрес доступа: http://vse-sekrety.ru/24-skolko-planet-v-solnechnoj-sisteme.html