Обобщающий урок информатики. Тема: "Приключения в киберпространстве. Системы счисления". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Урок-соревнование можно провести на завершающем этапе изучения темы “Системы счисления” в 6 классе, с целью систематизации и обобщения знаний. Учебная группа разбивается на две команды по 6-7 человек. Проблемная ситуация, реализованная в виде игры-соревнования, вызывает живой интерес, чувство сопереживания, эмоционального соучастия в фантастических событиях, превращает процесс решения математических задач в фантастическое действо, в котором каждый ребенок является полноправным его участником. Использование элементов ролевой игры позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, постигать истину в общении.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний об основных понятиях позиционных систем счисления на примере двоичной системы счисления;

Оборудование урока: компьютер с проектором, два компьютера для работы групп, на которых размещены материалы, необходимые для реализации урока.

Материалы к уроку: Презентация (Приложение 6), 8 конвертов зеленого цвета с номерами 56, 58, 60, 61, 62, 63, 65, 67; 8 конвертов желтого цвета с номерами 2-A, 4-G, 4-C, 5-F, 6-E, 6-C, 7-G, 7-D; на компьютерах, предназначенных для работы групп необходимо разместить заархивированные файлы с именем CVA.rar, с установленным паролем. Приложение 5

Сценарий урока

1. Постановка проблемы.

Учитель: В нашем информационном пространстве произошло ЧП. Кибернетические пираты захватили главный файловый сервер и похитили магистра ЧИПа, чтобы он помог постичь Великую мудрость Информационного пространства. Служба Быстрого Информационного Спасения (СБИС) напала на след пиратов. Из перехваченного сообщения стало ясно, что магистр ЧИП заключен в некоторой точке Киберпространства. Вся информация об операции находится в сейфе с кодовым замком. Служба Быстрого Спасения просит вас помочь в освобождении магистра.

Для проведения операции по спасению снаряжаются 2 команды: “Альфа” и “Омега” (назвать команды можно предложить детям).

Командиры команд могут быть назначены учителем или выбираются командами.

Учитель: Командиры команд получите перехваченное сообщение.

Командиры получают конверты с первым заданием. Приложение 1

Этап 1

Текст сообщения.

Кибернетические пираты захватили файловый сервер и похитили магистра ЧИПа и заключили его в киберпространстве. Помогите Службе Быстрого Информационного Спасения (СБИС) расшифровать код доступа к сейфу, где находится карта киберпространства.

Чтобы узнать код переведите числа из двоичной системы в десятичную, сложите полученные числа. Полученная сумма и является кодом. Код меняется автоматически через каждые сутки. Время действия текущего кода истекает через 7 минут. Вскройте сейф (конверт) с кодовым замком.

Для команды “Альфа”

Для команды “Омега”

Время отсчитывает таймер, выполненный на слайде презентации. Приложение 6

Полученный ключ дает право команде открыть сейф (среди 8 возможных выбрать конверт, с числом, соответствующим ключу). Если ключ найден неверно, конверт будет пуст. При правильном выполнении задания в конверте будут инструкции для прохождения 2 этапа игры. Команда, правильно нашедшая ключ и уложившаяся в срок получает 10 баллов за прохождение первого этапа. За каждую неверную попытку или превышение времени снимается 2 бала.

Этап 2

Текст сообщения (зеленый конверт). Приложение 2

Чтобы попасть в Киберпространство Службе Быстрого Информационного спасения нужно миновать информационное поле, где пираты установили мины. Десант СБИС высадился на информационном поле. Для освобождения заложника необходимо преодолеть препятствие в виде минного поля. В сейфе была найдена карта. Однако данные в ней закодированы. Минное поле представляет собой таблицу 8х8, в ячейках которой может быть установлена мина (1), или же ячейка пуста (0)

Карта минного поля выглядит так: 1 – в данной клетке установлена мина, 0 – мины нет. Передвигаться можно только по горизонтали и по вертикали, но не по диагонали. Помогите десанту найти безопасный путь в Киберпространство.

В качестве примера: (демонстрируется в презентации)

Киберпространство

 

Место высадки десанта СБИС

Верное решение (в приведенном примере 0-F) дает возможность команде перейти к следующему этапу. Максимальный балл – 20, время – 13 минут

Этап 3

Текст сообщения (желтый конверт). Приложение 3

Десант СБИС добрался до Киберпространства и вплотную подошел к стенам Центрального виртуального архива (CVA), но чтобы проникнуть в него, необходим код авторизации или пароль. Информация о нем тоже засекречена, а поэтому зашифрована. Попробуйте разгадать код, состоящий из шести последовательных символов. Для этого на координатной плоскости отметьте точки с координатами, записанными в двоичном виде, предварительно переведя их в десятичную систему. Точки соедините. Соберите все 6 символов в последовательную цепочку, согласно порядковому номеру. Откройте полученным ключом архив Киберпространства – “CVA.rar” и Вам откроется Великая Мудрость Информационного Пространства, которой владеет профессор ЧИП и которую так и не добились Кибернетические пираты.

Максимальный балл за 3 этап – 20, время – 15 минут. Координатная плоскость для построения. Приложение 7

Этап 4

Учитель: Команды проделали большую работу, однако, магистр ЧИП все еще блуждает в Киберпространстве. Чтобы его освободить команды должны постичь ту мудрость, которой обладал магистр. Что, по вашему мнению, означает фраза, спрятанная в архиве? Обсудите в группе и выскажете свое мнение. Для получения дополнительной информации можно воспользоваться ресурсами Интернета. (5 минут)

Итог урока

Команды подсчитывают баллы и выявляют победителя. Участники команд обсуждают и оценивают вклад каждого. Учитель может внести коррективы в оценку по результатам наблюдения за работой команд и каждого участника (3 мин.)

Ответы. Приложение 4