Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: развитие критического мышления
Цель урока:
- сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны;
- развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.
Методы: словесный; проблемно-поисковый, самостоятельная работа с источниками, диалог, рефлексия, элементы игровой технологии.
Методика проведения.
I. Входной контроль: вспомнить материал предыдущего урока (кратко) - перечислить правильную последовательность правления первых русских князей (2-3 мин.)
II. Изучение нового материала включает несколько блоков.
1. С целью активизации познавательной деятельности ребят применяется игровая методика, которая позволяет сформулировать основную проблему
2. Индивидуальная работа с текстами, затем работа в группах - сравнение результатов (15 мин.).
Цель: показать практическую работу, которая заключается в самостоятельном, первичном осмыслении информации, развития аналитических умений работать с текстами, находить и различать факты, формировать собственное аргументированное мнение о событии.
Для оптимизации деятельности применяется технология "Зигзаг"
Учитель в течение работы консультирует учащихся, осуществляет контроль.
3. Представление результатов работы (выступления групп 2-3 мин.).
В результате работы учащиеся должны оценить деятельность Владимира Святославовича и доказать значимость этого события для дальнейшего развития государства
4. Закрепление материала (3 мин.).
Работа с учебником: сравнить полученные результаты с текстом учебника (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России, стр. 41-42)
Цель данного этапа: закрепить умение работать с учебником и сравнивать полученные результаты
III. Контроль и самоконтроль.
Контроль осуществляет учитель в форме игры "Веришь, не веришь"
Ход урока
I-й этап: организационный
Сегодня мы с вами познакомимся с крещением Руси и определим значимость этого события для дальнейшего развития русского государства.
За работу на уроке вы будете получать серебряные монеты Владимира Святославича.
II-й этап: изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя: на прошлом уроке вы изучали образование Древнерусского государства и правление первых русских князей. Давайте вспомним последовательность правления князей династии Рюриковичей.
(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. В этой борьбе победил Владимир. В 980 году началось его правление. В народе Владимира Святославича называли Красное Солнышко. Он начал свое правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племен, на юге построил четыре оборонительных рубежа, состоящих из крепостей и сигнальных вышек. Сотни русских городов и сёл были избавлены от набегов печенегов.
2. Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.
Беседа с учащимися:
А теперь вспомним, какая вера была до крещения?
Что значит язычество?
В каких богов верили? Почему?
И вот теперь Владимир Святославович решил принять христианство по византийскому образцу. Как вы думаете, почему?
3. Давайте вместе определим причины принятия христианства на Руси (работа с учебником, стр. 39)
Задание: отметить в учебнике причины и назвать. (5 мин)
Причины:
- тесные торговые связи с Византией,
- часть жителей (особенно киевляне) исповедовали христианство (Ольга)
- необходимость укрепления княжеской власти,
- стремление укрепить международный авторитет Руси.
Поначалу многие на Руси не хотели принимать новую религию и считали, что князь совершил ошибку.
И сегодня нам предстоит определить положительные и отрицательные стороны принятия христианства. "Представьте себе, что вы архивариусы, и вам предстоит изучить исторические источники того времени. На их основе сделать собственные выводы. Сначала вы будете работать индивидуально, а потом объединитесь в группы. Ваша задача: прочитать отрывки из документов, найти положительное и отрицательное в принятии новой религии и заполнить сравнительную таблицу"
Таким образом, мы с вами оценим деятельность Владимира Святославовича? И узнаем, действительно ли он совершил ошибку, как считали многие или крещение стало значимым событием для дальнейшего развития страны.
4. Работа в группах метод "Зигзаг"
Работа учащихся: каждый учащийся получает текст документа, который обозначен определённым значком (раздаточный материал, приложение №1).
Индивидуальная работа с историческими источниками, текстами (5 мин)
Затем предложить учащимся объединиться в группы по одинаковым значкам на текстах и обобщить полученные результаты, выделить общее. (5 мин)
Работа учителя: оказание помощи слабым группам.
5. Представление результатов работы групп "+" и "-"
6. Закрепление материала: Чтобы подтвердить правильность полученных результатов, мы сравним их с текстом учебника (стр. 41-42)
(если есть время) Вывод: принятие христианства имело большое значение, так как......
III-й этап: контроль Игра "Веришь - не веришь"
Отвечает каждая группа и получает жетон.
- Русь крестил Владимир Красное Солнышко (да)
- Христианство пришло из Византии (да)
- До X века на Руси не строили храмы, потому что поклонялись идолам (да)
- После принятия христианства Владимир стал жестоким и суровым человеком (нет)
- После принятия христианства на Руси стала развиваться письменность (да)
- После принятия христианства укрепилось международное положение Руси (да)
- Христианство разрешило человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства (нет)
Для домашнего задания: прочитать пар.4, выписать в тетрадь причины принятия христианства. (на доске: пар. 4 читать, выписать причины)
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит ребят за плодотворную работу