Урок развития речи в 4-м классе школе VIII-го вида. Тема: "Растения зимой: хвойные деревья и кустарники"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели.

1. Уточнить и систематизировать знания учащихся о хвойных растениях, о значении деревьев в природе и в жизни человека.

2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различии, активизировать внимание и память.

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: ТСО, диск, картинки с изображением деревьев (маленькие и большие), конверты с разрезными картинками для игры, веточки и шишки сосны и ели на каждого ребенка.

Ход урока

I. Оргмомент.

а) Музыка, под музыку читаю стихотворение о зимнем лесе Ф.Тютчева “Чародейкою зимою околдован лес стоит...”.

- О чем я прочла стихотворение? (О зимнем лесе)

II. Актуализация знаний.

а) Повторение:

- Скажите, что такое лес? Ответы детей:

Лес - защитник водоемов, почвы, воздуха.

Лес - источник древесины,

Лес- место для отдыха человека.

Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений

Лес - дом для растений, животных и грибов.

- Да, все это мы называем царством живой природы.

 

Все эти группы связаны друг с другом. Сегодня мы остановимся на группе “растения”. Какие растения вы знаете?

б) Вводная беседа. (Обращаю внимание на иллюстрации)

- Какие деревья мы здесь видим?

Называют деревья: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.

- Назовите общие части у всех деревьев. (Корни, ствол, кора, ветки, листья - иголки)

Листья-иголки, как мы их называем? (Хвоя)

Обращаю внимание на доску, предлагаю расшифровать тему нашего урока. Расположите геометрические фигуры по образцу.

- Тема нашего урока - “Хвойные растения”. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- К хвойным растениям носятся: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник (показываю картины названных растений). Хвойных растений очень много, около 560 видов, но мы с вами на уроке будем говорить только о сосне и ели.

Вспоминаем виденные в лесу сосны, ели, называем внешний вид.

III. Сообщение новых знаний.

(Обобщаю, вывешиваю на доску карточки с названием деревьев)

Сосна - могучее дерево до 30-40 метров высотой, диаметр ствола до 1 метра, ствол не очень толстый, но очень прочный. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 метров от земли. Сосна светолюбива. Сосны могут расти на скалах, болотах, песках. Сосна может расти 150-300 лет. Корни уходят очень глубоко в почву.

У вас на столе есть веточки сосны. Посмотрите веточки, какие по форме иголки? (С одной стороны выпуклые, а с другой плоские)

  • Помните пальцами (они жесткие), понюхайте.
  • Как расположены на веточках листочки - хвоинки? (Попарно)
  • Обращаю внимание на иллюстрацию ели.

Ель - очень красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины - ветви становятся длиннее. Живет ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый. У каждого из вас на столе есть веточки ели, посмотрите на них.

  • Какие они по форме? (Четырехгранные, остроконечные)
  • Помните пальцами, понюхайте.
  • Какие из них более жесткие, у ели или сосны?
  • Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленые, у сосны немного светлее, чем у ели)
  • Как расположены листочки на веточках? (Поодиночке)
  • А у сосны? (Попарно)
  • Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так они защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет свою хвою 1 раз в 2-3 года, а ель - в 5-7 лет. Они меняются не сразу, а постепенно.
  • Кто знает, как называются плоды хвойных растений? (Шишки)

Гимнастика для глаз

  1. А теперь сравним шишки по длине (у ели длиннее, чем у сосны), у ели
    тоньше, чем у сосны.
  2. Какого они цвета? (Коричневые)
  3. Какая из них блестит, а какая не блестит?
  4. Рассмотрите отдельно чешуйки шишек, сравните их. (У ели чешуйки с зазубренными краями, у сосны на чешуйках есть бугорки)
  5. Кто питается семенами шишек? (Ими питаются дятлы, клесты, глухари, белки, мыши)

Вывод: Как называем ель, сосну? (Хвойные деревья). Как зимуют хвойные растения? (У всех хвойных растений листья- хвоинки не опадают, лиственница сбрасывает хвоинки).

Зимой у хвойных растений сохраняются плоды с семенами. Иголки покрыты специальным налетом, который защищает хвоинки от холода, и морозы им не страшны.

- Какую пользу приносят хвойные растения? (Ответы детей, делают обобщения)

Сосна - лекарственное растение, в лечебных целях используют почки, хвою, пыльцу. Оно очищает воздух от вредных газов, пыли, микробов. Все дерево богато смолой, поэтому почти не гниет и прекрасно подходит для строительства, производства мебели, изготовления клавиатурной дощечки для музыкальных инструментов. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, лоси.

Ель - лекарственное растение, применяют шишки в виде отваров, настоев для лечения заболевания дыхательных путей, в хвое много витамина С, из хвои делают ванночки при болях в спине, это средство для лечения ожогов. Еловая древесина очень упругая и прочная, используется для производства бумаги, отделки помещений. (Обращаю внимание детей на то, что много вырубается ёлок перед Новым годом, поэтому леса нужно охранять).

Физминутка

Мы на лыжах в лес идем,
мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит,
И среди ветвей шумит.
И летит, летит, летит.

По опушке зайка скачет.
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок.
Вот и скрылся наш дружок.

(Движения выполняются в соответствии с текстом) [1].

IV. А теперь послушайте загадки, а отгадки запишите.

- Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель).

- У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна) [2].

- Составьте небольшой рассказ, используя ваши ответы и опорные слова, которые написаны на доске.

V. Составление “осколочных” картинок: ель, сосна. (У каждого ребенка на столе конверт с разрезными картинками)

VI. Проводится игра-викторина “Кто самый внимательный?”

Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.

  1. Какие хвойные деревья вы знаете?
  2. Как расположены иголки на ветках сосны?
  3. Как расположены иголки на ветках ели?
  4. Как называются листья сосны, ели, пихты, кедра?
  5. Кто питается семенами шишек? (Проводится самопроверка)

VII. Подведение итога урока.

Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву,
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость,
И даст вам природа здоровье и радость! [2].

Домашнее задание: нарисовать веточку ели и сосны, составить два предложения.

Литература

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).

2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006. -240 с.