Цели.
1. Уточнить и систематизировать знания учащихся о хвойных растениях, о значении деревьев в природе и в жизни человека.
2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различии, активизировать внимание и память.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: ТСО, диск, картинки с изображением деревьев (маленькие и большие), конверты с разрезными картинками для игры, веточки и шишки сосны и ели на каждого ребенка.
Ход урока
I. Оргмомент.
а) Музыка, под музыку читаю стихотворение о зимнем лесе Ф.Тютчева “Чародейкою зимою околдован лес стоит...”.
- О чем я прочла стихотворение? (О зимнем лесе)
II. Актуализация знаний.
а) Повторение:
- Скажите, что такое лес? Ответы детей:
Лес - защитник водоемов, почвы, воздуха.
Лес - источник древесины,
Лес- место для отдыха человека.
Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений
Лес - дом для растений, животных и грибов.
- Да, все это мы называем царством живой природы.
Все эти группы связаны друг с другом. Сегодня мы остановимся на группе “растения”. Какие растения вы знаете?
б) Вводная беседа. (Обращаю внимание на иллюстрации)
- Какие деревья мы здесь видим?
Называют деревья: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
- Назовите общие части у всех деревьев. (Корни, ствол, кора, ветки, листья - иголки)
Листья-иголки, как мы их называем? (Хвоя)
Обращаю внимание на доску, предлагаю расшифровать тему нашего урока. Расположите геометрические фигуры по образцу.
- Тема нашего урока - “Хвойные растения”. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- К хвойным растениям носятся: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник (показываю картины названных растений). Хвойных растений очень много, около 560 видов, но мы с вами на уроке будем говорить только о сосне и ели.
Вспоминаем виденные в лесу сосны, ели, называем внешний вид.
III. Сообщение новых знаний.
(Обобщаю, вывешиваю на доску карточки с названием деревьев)
Сосна - могучее дерево до 30-40 метров высотой, диаметр ствола до 1 метра, ствол не очень толстый, но очень прочный. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 метров от земли. Сосна светолюбива. Сосны могут расти на скалах, болотах, песках. Сосна может расти 150-300 лет. Корни уходят очень глубоко в почву.
У вас на столе есть веточки сосны. Посмотрите веточки, какие по форме иголки? (С одной стороны выпуклые, а с другой плоские)
- Помните пальцами (они жесткие), понюхайте.
- Как расположены на веточках листочки - хвоинки? (Попарно)
- Обращаю внимание на иллюстрацию ели.
Ель - очень красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины - ветви становятся длиннее. Живет ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый. У каждого из вас на столе есть веточки ели, посмотрите на них.
- Какие они по форме? (Четырехгранные, остроконечные)
- Помните пальцами, понюхайте.
- Какие из них более жесткие, у ели или сосны?
- Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленые, у сосны немного светлее, чем у ели)
- Как расположены листочки на веточках? (Поодиночке)
- А у сосны? (Попарно)
- Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так они защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет свою хвою 1 раз в 2-3 года, а ель - в 5-7 лет. Они меняются не сразу, а постепенно.
- Кто знает, как называются плоды хвойных растений? (Шишки)
Гимнастика для глаз
- А теперь сравним шишки по длине (у ели длиннее,
чем у сосны), у ели
тоньше, чем у сосны. - Какого они цвета? (Коричневые)
- Какая из них блестит, а какая не блестит?
- Рассмотрите отдельно чешуйки шишек, сравните их. (У ели чешуйки с зазубренными краями, у сосны на чешуйках есть бугорки)
- Кто питается семенами шишек? (Ими питаются дятлы, клесты, глухари, белки, мыши)
Вывод: Как называем ель, сосну? (Хвойные деревья). Как зимуют хвойные растения? (У всех хвойных растений листья- хвоинки не опадают, лиственница сбрасывает хвоинки).
Зимой у хвойных растений сохраняются плоды с семенами. Иголки покрыты специальным налетом, который защищает хвоинки от холода, и морозы им не страшны.
- Какую пользу приносят хвойные растения? (Ответы детей, делают обобщения)
Сосна - лекарственное растение, в лечебных целях используют почки, хвою, пыльцу. Оно очищает воздух от вредных газов, пыли, микробов. Все дерево богато смолой, поэтому почти не гниет и прекрасно подходит для строительства, производства мебели, изготовления клавиатурной дощечки для музыкальных инструментов. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, лоси.
Ель - лекарственное растение, применяют шишки в виде отваров, настоев для лечения заболевания дыхательных путей, в хвое много витамина С, из хвои делают ванночки при болях в спине, это средство для лечения ожогов. Еловая древесина очень упругая и прочная, используется для производства бумаги, отделки помещений. (Обращаю внимание детей на то, что много вырубается ёлок перед Новым годом, поэтому леса нужно охранять).
Физминутка
Мы на лыжах в лес идем,
мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит,
И среди ветвей шумит.
И летит, летит, летит.
По опушке зайка скачет.
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок.
Вот и скрылся наш дружок.
(Движения выполняются в соответствии с текстом) [1].
IV. А теперь послушайте загадки, а отгадки запишите.
- Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель).
- У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна) [2].
- Составьте небольшой рассказ, используя ваши ответы и опорные слова, которые написаны на доске.
V. Составление “осколочных” картинок: ель, сосна. (У каждого ребенка на столе конверт с разрезными картинками)
VI. Проводится игра-викторина “Кто самый внимательный?”
Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.
- Какие хвойные деревья вы знаете?
- Как расположены иголки на ветках сосны?
- Как расположены иголки на ветках ели?
- Как называются листья сосны, ели, пихты, кедра?
- Кто питается семенами шишек? (Проводится самопроверка)
VII. Подведение итога урока.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву,
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость,
И даст вам природа здоровье и радость! [2].
Домашнее задание: нарисовать веточку ели и сосны, составить два предложения.
Литература
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).
2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006. -240 с.