Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа учащихся. При этом важно, чтобы практические задания выполнились школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. В этих целях очень полезно практиковать задания типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”, требовать обоснования того или иного написания.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикуются разные виды заданий. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм, дописывание слогов, работа с деформированным текстом.
Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.
Полезным видом самостоятельной работы является составление учащимися орфографических таблиц, аналогичных приведенным в учебнике. Сначала таблица составляется коллективно под руководством учителя, затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно.
Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Одним из эффективных видов упражнений является письменный орфографический разбор или диктант с обоснованием. К сожалению, этим видам деятельности школьников в школе не уделяется должного внимания. Надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой и ясной.
Широко применяется работа с опорными словами, сочинения – миниатюры по картине, сочинения на заданную учителем тему, сочинение по пословице, по аналогии с прочитанным по наблюдениям учащихся, составление письма другу, сочинения по началу и другие.
На заключительных уроках для систематизации и обобщения знаний по определенной орфографической теме учащиеся составляют упражнения и задания к ним самостоятельно. Образцами могут служить упражнения учебника. Учащиеся могут подбирать материал из литературных текстов или составлять его самостоятельно.
Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание учащихся на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый материал, можно предложить выборочное списывание, когда текст упражнения выполняется не целиком, а частично, по указанию учителя. Задания на выборочное списывание можно предлагать при изучении любой темы по орфографии.
Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание. Сначала текст упражнения анализируется, разбираются трудные орфограммы, затем учащиеся читают отдельные абзацы и весь текст целиком и самостоятельно записывают своими словами или близко к тексту. После выполнения работы дети сверяют свои записи с текстом учебника и исправляют орфографические ошибки. Материал для свободного списывания должен быть интересным по содержанию, понятным детям, в тексте должно быть как можно меньше неизученных орфограмм.
Когда дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают “техникой” выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. При этом учитель может творчески использовать дидактический материал учебника.
Весьма эффективной формой закрепления орфографических навыков, как известно, являются задания на составление предложений. В классе такие задания практикуются часто. Что касается домашних заданий, то учителя довольствуются, как правило, тем материалом, которые предлагает учебник. Следует заметить, что возможности для развития творческих способностей учащихся при выполнении домашней работы с элементами творчества выполняются детьми охотнее, чем обычные задания. Подобные задания являются хорошим средством повышения не только орфографической, но и общеязыковой грамотности учащихся.