Цель: организация работы по усвоению правописания причастий и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- Формировать навык написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
- Воспитывать культуру учебного труда, способствовать формированию ответственного отношения к учёбе, мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.
Технология: развитие критического мышления (РКМЧП), использование ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Вызов.
Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
Задание “Найди пару”.
Даны слова:
стари…ый
глин…ый
ржа…ой
Из предложенных ниже слов учащиеся должны выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ, делая необходимые условные обозначения.
Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.
Выполненная работа выглядит так:
Старинный – былинный.
Глиняный – полотняный.
Ржаной - кожаный.
Ученики объясняют вслух написание слов, обосновывают свой выбор.
- Какое слово оказалось лишним? (Вкопанный)
- Назовите фразеологизм с этим словом. (Стоит как вкопанный)
Приложение 1
- Интересна история его происхождения. Вам она известна? (Учитель или подготовленный ученик рассказывают. Приложение 2)
II. Постановка проблемы.
- Итак, у нас осталось лишним слово вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?
III. Осмысление нового материала.
- Давайте проверим ваши предположения. Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по мере его чтения (используем приём “Инсерт”):
“V” - уже знал;
“+” - новое;
“?” - не понял, есть вопросы.
Затем идёт диалог, обсуждение прочитанного.
- Обратимся к слайду № 8 , сформулируем ещё один случай правописания нн в причастии.
- Оформим новый материал графически (используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.
1. Первичное закрепление.
Рассуждаем вместе:
- Вовремя посеянное - вовремя и всходит.
- Рождённый ползать – летать не может.
- Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.
2. Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе.
Выполняем упр. 114. Выписать надо только причастия и отглагольные прилагательные.
3. Выполнение тестовых заданий по вариантам.
I вариант
- В каком примере на месте пропуска пишется Н?
- Прочита…ые книги.
- Маринова…ые грибы.
- Решё…ый вопрос.
- Неноше…ый костюм.
- В каком слове пишется НН?
- Ржа…ое поле.
- Нарисова…ый дом.
- Вкусный соле…ый огурец.
- Девочка румя…ая.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3
II вариант
- В каком примере на месте пропуска пишется Н?
- Скоше…ый клевер
- Стекля…ая ваза
- Плетё…ая корзина
- Асфальтирова…ая дорога
- В каком слове пишется НН?
- неезже…ая дорога
- испуга…ый стуком
- пута…ые ответы
- серебря…ое кольцо
- 3. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется нн?
Тушё(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
1) 2; 2) 1,2; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3
IV. Рефлексия.
Учащиеся анализируют, чему они научились на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он усвоил материал урока.
- Умею определять вид причастия.
- Нахожу пояснительные слова.
- Выделяю в причастии приставку.
- Вижу в слове суффикс -ова-(-ёва).
- Отличаю отглагольные прилагательные.
V. Домашнее задание.
-
Выучить правило (параграф 21).
- Письменное задание по выбору (одно из трёх): а) упр.117; б) найти и записать в тетрадь 5-6 пословиц, в которых употребляются причастия и отглагольные прилагательные н и нн; в) придумать и выполнить своё задание по теме урока.