Природные зоны. Астраханская область.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
«От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней»
Н. Рыленков.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- обобщить знания учащихся по природной зоне полупустынь;
- выявить знатоков родного края;
- проверить знания, умения и навыки учащихся;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, дидактический материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Сообщение синоптиков. Слайд 2. (см. Презентация у автора)
(Включается музыка) Ученик показывает на карте Астраханской области.
Сегодня 24 декабря, среда. Погода на территории нашего города ясная. Температура воздуха –10°С, осадков нет, ветер юго-западный. Декабрь году конец – зиме начало.
(Прикрепляет лист в календарь природы на стену).
II. Работа по теме.
Слайд 3.
– Прочитайте строки. Выскажите свои мысли.
«От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательнее к ней»
Н. Рыленков.
– Будем стараться бережно относиться к природе.
Слайд 4.
– Догадайтесь, о чем идёт речь в стихотворении?
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло –
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник –
Край пустоты окрест. (О природных зонах)
– Какую тему мы изучаем на занятии нашего кружка?
(Природные зоны России).
– Дайте определение, что такое природная зона?
(Природная зона – это крупная территория суши, которая отличается особенностями неживой природы, растений, животных и труда людей.)
– С какими зонами мы уже познакомились?
Слайд 5. Показ на карте.
(С зоной арктических пустынь, зоной тундры, зоной лесов, зоной степей, зоной полупустынь)
III. Сообщение темы, цели урока.
– Продолжаем путешествовать по природным зонам России.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живёшь?
Где расположен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком.
– Где расположен наш дом, наша малая Родина?
Слайд 6. Наша малая родина - Астраханская область находится в зоне полупустынь.
– Совершим круговое путешествие и узнаем, как вы знаете природу Астраханского края.
IV. «Кругосветное путешествие по станциям»
Дети делятся на 5 групп. Каждая группа работает за отдельным столом. По сигналу учителя выполняют задания на карточках. «Путешествуют» по круг. Переходят от одного стола к другому.
Станции.
«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
Найди и исправь ошибки в тексте.
Астраханская область расположена на севере нашей страны в зоне полупустынь. Это северная природная зона, на карте она обозначена зелёным цветом. Полупустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там жарко. Это большая по площади природная зона. Здесь часто идут дожди и медленно испаряется влага.
«ЗООЛОГИЧЕСКАЯ»
Зачеркни животных, которые не живут в зоне полупустынь.
Степная лисица – корсак, белка, барсук, волк, кабан, камышовый кот, енотовидная собака, лемминг, суслик, заяц – русак, выдра, выхухоль, соболь, сурок, хорёк, сайгак, тушканчик, пеликан, дрофа, лебедь, скопа, орлан, олень, черепаха.
«БОТАНИЧЕСКАЯ»
Узнай растение по описанию, запиши название.
Это растение образует непроходимые заросли. Его высота может достигать 5 – 6 метров. Человек использует это растение как строительный материал, корм для скота, топливо.
Это _______________________________________
Листья и стебли этого растения рыхлые, волокнистые, в корневище много питательных веществ. Красивые соцветия этого растения используют для оформления букетов. Народные умельцы плетут из него салфетки, коврики. Это ________________________________________
Удивительное по красоте растение. На ночь оно прячется под воду, а с первыми лучами солнца оно открывает свои белые лепестки. Это _______________________________________
Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Это ________________ или ______________
«ИГРОВАЯ»
Отгадай загадки.
Птица со снежно-белым опереньем, охраняемая в Астраханском заповеднике. Это ________________________________.
Водяной орех. Это__________________________________
Растение – легенда. Это ______________________________
Кустарник «Астраханская сирень». Это _______________________
Территория, где животные находятся под охраной. Это ________________________
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
Вставь недостающие слова.
Неумеренное _________________________ приводит к тому, в почве накапливается много соли.
От рук _________________________ погибает много животных.
Неумеренный_________________________ приводит к разрушению почвы.
От добычи газа и нефти _________________________почва и воздух.
V. Проверка выполненных заданий. Выявление лучшего знатока родного края.
Слайды 7–11
Станция «Географическая»
Астраханская область расположена на юге нашей страны в зоне полупустынь. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Полупустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Здесь редко идут дожди и быстро испаряется влага.
Станция «Зоологическая»
Степная лисица – корсак, белка, барсук, волк, кабан, камышовый кот, енотовидная собака, лемминг, суслик, заяц – русак, выдра, выхухоль, соболь, сурок, хорёк, сайгак, тушканчик, пеликан, дрофа, лебедь, скопа, орлан, олень, черепаха
Станция «Экологическая»
Неумеренное орошение приводит к тому, в почве накапливается много соли.
От рук браконьеров погибает много животных.
Неумеренный выпас скота приводит к разрушению почвы.
От добычи газа и нефти загрязняется почва и воздух.
Станция «Игровая»
Птица со снежно-белым опереньем, охраняемая в Астраханском заповеднике. Это лебедь.
Водяной орех. Это чилим.
Растение – легенда. Это лотос.
Кустарник «Астраханская сирень». Это тамарикс.
Территория, где животные находятся под охраной. Это заповедник.
Станция «Ботаническая»
Это растение образует непроходимые заросли. Его высота может достигать 5 – 6 метров. Человек использует это растение как строительный материал, корм для скота, топливо.
Это тростник.
Листья и стебли этого растения рыхлые, волокнистые, в корневище много питательных веществ. Красивые соцветия этого растения используют для оформления букетов. Народные умельцы плетут из него салфетки, коврики. Это рогоз.
Удивительное по красоте растение. На ночь оно прячется под воду, а с первыми лучами солнца оно открывает свои белые лепестки. Это кубышка белая.
Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Это полынь или типчак.
VI. Станция «Сказочная». Проверка домашнего задания.
Слайд 12.
Дети заранее сдавали самостоятельно придуманные экологические сказки.
Слайд 13–18 Выставка авторских экологических сказок.
Подведение итогов конкурса. Объявление победителя.
VII. Обобщение знаний учащихся по методу Эдварда Де Боно «Шесть Шляп Мышления».
Слайды 19–21. Работа в группах.
Перед уроком дети выбирают, в группе какого цвета они хотят работать. На уроке они делятся на группы по цвету, одевают «шляпы». Думают, рассуждают соответственно от цвета шляпы.
Белая шляпа: информация.
– Поделитесь информацией о нашем крае. Старайтесь направить своё внимание на то, что мы уже знаем. Пусть нас интересуют только факты.
Выступление.
Желтая шляпа:
– Что хорошего, позитивного вы можете выделить из собранной информации.
Выступление.
Чёрная шляпа:
– Что плохого, опасного вы можете рассказать по интересующему нас вопросу?
Выступление
Зелёная шляпа.
– Какие свои идеи вы предложите для того, чтобы улучшить положение.
Выступление.
Красная шляпа.
– Выскажите лично свои чувства, свои мысли, свое отношение об услышанном.
Синяя шляпа: (одевает учитель)
VIII. Итог занятия.
Стадия «Рефлексия»: Упражнение «Синквейн» на тему «Астрахань» (Коллективно)
- 1строка – название стихотворения, тема – обычно существительное.
- 2 строка – описание темы, 2 прилагательных.
- 3 строка – действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
- 4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
- 5 строка – повторение сути «синоним» 1 строки, обычно существительное.
Синквейн.
Астрахань
Родная, любимая
Изучаем, оберегаем, любим
Заботимся о родном крае
Родина!
IX. Рефлексия.
– Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, это хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!