Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из приоритетных задач педагогики и логопедии.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольника, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушением речи, поскольку они ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Нарушение речи является распространённой патологией у современных дошкольников. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием.
Задача на логоритмических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей- логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь!
Поэтому в течение всего года необходимо системно проводить логоритмические занятия, комплексно воздействующие на коррекцию устной речи и на психофизическое развитие детей, имеющих такие нарушения.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объёма памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
- формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия помогают исправлять речевые нарушения дошкольников. Основной принцип проведений занятий - взаимосвязь речи, музыки и движений.
Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой системой, поэтому недостатки речи можно компенсировать с помощью музыкального воздействия. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов и творческих способностей детей.
На логоритмических занятиях в игровой форме проводятся различные упражнения для губ, языка, и челюстей. Артикуляционная гимнастика улучшает и совершенствует основные речевые движения и мимические мышцы лица.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и мы используем для этого тренажёр Су-Джок. Всё это способствует:
- нормализации мышечного тонуса
- стимуляции тактильных ощущений
- формированию произвольных, координированных движений.
Поэтому при подготовке ребёнка к школе необходимо уделять внимание играм и упражнениям, способствующим развитию умелости рук и общих моторных функций. Такая работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной речи влечёт за собой развития всей речевой системы активизацию мыслительной деятельности улучшение усвоения коррекционной программы. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвития речи, относится формирование у них активного словаря при помощи логоритмических упражнений.
Успешная коррекционная работа по развитию общих моторных функций и речи осуществляется только в результате многопрофильного воздействия. Многоаспектный подход в коррекционной работе способствует устранению стойких и специфических нарушений у детей с общим недоразвитием речи и сочетанными дефектами, ведёт к дальнейшему полноценному обучению в школе.
Итак, проводя такую кропотливую, системную работу мы с уверенностью говорим, что дети показывают высокий уровень овладения программой обучения и воспитания в детском саду.
Цели и задачи.
Коррекционные:
• Расширять лексический запас.
• Развивать воображение, фантазию детей, эмоции, выразительность мимики и пантомимики.
Образовательные:
• Развивать тонкие моторные функции рук (Су-Джок).
Развивающие:
• Закреплять навыки речи детей с движениями.
• Совершенствовать основные параметры движений артикуляционной моторики.
• Развивать музыкальные способности детей, игру на музыкальных инструментах и чувство ритма.
Воспитательные:
• Воспитывать положительные и нравственные качества.
Оснащение и оборудование: аудиозапись музыки, музыкальные инструменты, снежинки на нитке, маленький мяч на пару детей, Су-Джок.
Ход занятия
Дети вбегают в зал, встают врассыпную, звучит а/з “кабы не было зимы”.
Дети, разведя руки в стороны, приветствуют присутствующих.
Артикуляционная гимнастика: “Приключения язычка”.
Воспитатель:
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети
Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.
Логоритмическое упражнение: “Наступили холода” (распевка, массаж биологических активных зон).
Да-Да-Да
Наступили холода (потереть ладошки друг о друга).
Да-Да-Да
Превратилась в лёд вода (мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз)
Ду-Ду-Ду
Поскользнулся я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-Ду-Ду
Я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
Ды-Ды-Ды
На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком”, энергично растереть)
Ди-Ди-Ди
Ну, заяц погоди (погрозить пальцем).
Воспитатель:
Как подул, подул снежок, в воздухе морозном,
Полетели, закружились, ледяные звёзды.
Логоритмическое упражнение “Ты мороз, мороз!”.
Ты мороз, мороз, мороз (идут в круг, грозят пальцем)
Не показывай свой нос! (показывают двумя руками “нос”)
Уходи скорей домой, (ладошками “отталкивают”)
Стужу уноси с собой. (кружатся на месте притопывая)
А мы саночки возьмём (бегут по кругу друг за другом, потирая ладони)
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки - самокаточки!
С горки (останавливаются, поднимают руки вверх)
Упали! (Резко присели опуская руки)
От мороза убежали! (Разбегаются)
Воспитатель:
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды
Вот одна упала на мою ладошку
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети берут “снежинки” на нитках и выполняют упражнение на дыхание.
Воспитатель:
Снежинки вправо полетели, снежинки влево полетели
Ветер вверх их поднимал, и на землю опускал.
(Дети поднимают “снежинку” вправо- кружатся, влево- кружатся, поднимают вверх, кружатся и приседают, опустив снежинку на пол).
Загадка.
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Упражнение на мелкую моторику (с Су-Джоком).
Воспитатель:
Раз - кружок, два - кружок, три - кружок.
Подойди, подойди, по дорожке походи.
Белый круг, белый круг
На кого похож ты, друг?
Сюрпризный момент
В зал под музыку входит снеговик.
Снеговик:
Снеговик я не простой
Любопытный, озорной
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой!
Упражнение с мячами на мелкую моторику рук.
Снеговик:
Я принёс снежки для вас,
Поиграем мы сейчас. (Игра с мячами)
Дети:
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Один из детей прокатывает мяч вокруг себя, перебирая пальчиками)
И совсем - совсем не сладкий. (Толкает мяч от себя другому ребёнку, второй ребёнок повторяет тоже самое)
Снеговик хвалит детей, собирает снежки в корзину.
Снеговик:
Я очень люблю зиму
Но придёт весна, и я заплачу.
Снеговик на весну обижается.
Снеговик от тепла простужается
У него, если нет мороза,
Капли капают с носа.
Работа над ритмом с треугольниками.
Воспитатель:
Несколько не смущаясь, что снег лежит кругом
Взяла и поселилась сосулька за окном
А через день мы видим - сосулек стало пять
И начала уверенней мелодия звучать.
И вот под нашей крышей
Построясь в длинный ряд
Сосульки репетируют, который час подряд!
Снеговик (обиженно):
Снеговик на весну обижается
Снеговик от тепла простужается.
У него, если нет мороза
Капли капают с носа.
Воспитатель:
А всё можно исправить, послушай, какой тебе совет дадут наши дети.
(Упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений):
“Толстячки и худышки”
Встретились однажды во дворе Толстячки – Снеговички и Сосульки- Худышки…
Удивились Сосульки:
“Ах, какие вы толстые!” (смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)
Рассердились Снеговички:
“Не такие уж мы и толстые!” (хмурят брови, кривят губы, смотрят сердито)
Ещё больше удивились Сосульки:
“О, да вы ещё и сердитые!”(округляют губы (как звук “О”), поднимают брови)
Ещё больше рассердились Снеговички:
“У-у-у! Мы действительно сердитые!” (вытягивают губы трубочкой, сводят брови)
Сморщили нос Сосульки:
“Фу! Не хотим мы с вами разговаривать!” (морщат нос, произносят слова с недовольством)
Скривили губы Снеговички:
“Пф! Ну и не надо” (изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились Но ведь всем известно, что врозь – то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись.
Воспитатель:
Добро и дружба всегда побеждают! наши дети любят зиму, весну, осень, лето. Каждое время года по своему прекрасно. В завершение мы дарим вам свою признательность.
Танец “Валентинки”.
Литература
1. М.Ю.Картушина “Музыкальные праздники в детском саду”. Москва. 2008 г.
2. “Музыкальная палитра”. №5/2008 г.
3. Е.А.Алябьева. “Занятия по психогимнастики с дошкольниками”.
4. Е.А.Пожиленко. “Артикуляционная гимнастика”.
5. М.А.Поваляева. “Дидактический материал по логопедии”.