Роль учебно-познавательного мотива в обучении младших школьников нельзя переоценить. Ее значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы.
В нашей школе при работе с обучающимися 4 классов с успехом применяется программа «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Г. Семеновой. Возникла необходимость проводить подобную работу и с обучающимися других параллелей.
Цель занятия: формирование учебно-познавательных мотивов у обучающихся начальной школы, знакомство с профессией «моряк».
Задачи:
- формировать целостные знания, потребность в творческой деятельности,
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие возможности ребенка,
- расширять представления обучающихся о мире профессий.
Структура занятия:
1. Разминка.
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок
(коллективное обсуждение).
3. Выполнение развивающих упражнений в
соответствии с рассматриваемой способностью и
профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что
не получилось и почему).
Необходимое оборудование: рабочий лист (Приложение 5) или отдельные бланки для каждого упражнения (Приложения 1-4), ручки, карандаши.
Содержание занятия
1. Разминка «Корректурная проба»
Ребятам раздаются заранее приготовленные бланки (Приложение 1). На доске заранее рисуются фигуры кораблика .
И дается инструкция: «Ребята, как, вы
думаете, что изображено на доске? (Выслушиваются
ответы). Правильно, это кораблики. А вы
видели настоящие корабли? Где? Правильно, мы
можем увидеть их в порту, в море, по телевизору, в
книгах. Молодцы. А теперь посмотрите на свои
листочки. (Детям демонстрируется бланк).
Представьте, что некоторые кораблики
бракованные и ваша задача их распознать и
вычеркнуть. (Стоит задать уточняющий вопрос, а
какой это, бракованный). Посмотрите на доску –
это делается так Первый кораблик мы подчеркиваем, второй
кораблик мы зачеркиваем, он у нас с браком. Третий
кораблик на какой похож? Правильно, на второй. Что
мы делаем с третьим корабликом?
Правильно, тоже зачеркиваем. А четвертый?..
Молодцы, подчеркиваем. Теперь продолжаем
самостоятельно».
И ребятам дается 5 минут для работы.
2. Знакомство с профессией
– Ребята, как вы думаете, о какой профессии, мы
сегодня будем с вами разговаривать?
– А у кого профессии родителей связаны с морем,
поднимите руки?
– Чем они занимаются?
– А какие профессии связанные с морем вы еще
знаете?
– Как вы думаете, что должны уметь люди,
занимающиеся этой профессией?
– А какие изучаемые предметы помогают обрести
эту профессию?
3. Выполнение развивающих упражнений
«Графический диктант»
Детям раздаются бланки (Приложение 2)
– Ребята, предлагаю вам сейчас совершить
сказочное путешествие. В Тихом океане после
сильного шторма, судно потерялось и попало в
незнакомые воды, где много опасностей. Вы штурман
своего корабля и у вас есть карта – только от вас
зависит, сможет ли корабль дойти до земли.
Маршрут буду диктовать вам я, ваша задача точно
следовать моим указаниям или корабль сядет на
мель или наткнется на подводный риф. Поставьте
крестик в нижней клеточке по правому борту
корабля. Именно с этой клеточки мы начнем наше
путешествие .
Ведущий диктует последовательность действий с
указанием числа клеточек и их направлений (влево,
вправо, вверх, вниз), дети выполняют работу на
слух.
Маршрут может выглядеть так:
«Обводилки»
Ребятам предлагается обвести предоставленные картинки: (Приложение 3, Приложение 4)
4. Самостоятельная оценка своих способностей
Вопросы для обсуждения:
– Какие задания было легко выполнять?
– Какие задания вызвали трудности?
– Почему?
Используемая литература:
- «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Галина СЕМЕНОВА, педагог-психолог школы № 1106, г. Москва https://nsc.1sept.ru/2007/02/7.htm
- Обводилки http://www.liveinternet.ru/users/4455035/post199019301/