Цели:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
- создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;
- развивать умение схематично изображать проделанные действия;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
Материал: письмо, конверт, глобус, грязная вода в тазике, ёмкости для воды, воронка, ткань, бумажные салфетки, марля, ватные диски, тряпочки, клеёнки, карточки под схемы, карандаши.
Предварительная работа: чтение книги, чтение книги Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей", свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой, подготовка сообщений о бережном отношении к воде, разучивание песни.
Ход занятия
1. Организационный момент
Перед занятием воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу и под фонограмму спеть песню юных экспериментаторов на музыку песни "Волшебник - Недоучка":
- А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет , ой - ой - ой !.....
2. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
(Вода). Прослушайте сообщение детей о бережном отношении к воде.
1 ребёнок: Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе. На планете много людей и всем нужна вода. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.
2 ребёнок: Мы должны знать правила:
- Закрывать кран с водой.
- Не пускать воду сильной струёй.
- Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
- Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.
(Раздаётся стук в дверь, вручают письмо)
Воспитатель:
- Ребята, вам пришло письмо от Медуницы из Цветочного города.
"Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать".
(Дети предлагают помощь)
Воспитатель:
- В чём может заключаться наша помощь малышам - коротышам?
Дети:
- Можно отремонтировать водопровод.
- Привезти чистой воды.
- Попробовать самим очистить воду.
(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)
Воспитатель:
- А с помощью чего мы это сможем сделать?
(Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумагу, марлю, ткань. Они самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке)
Воспитатель:
- Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
(В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.)
Воспитатель:
- Что ты сейчас делаешь?
- С какой целью?
- Что предполагаешь получить?
- Что получилось?
- Какие выводы ты сделал?
- Какой способ очистки ты бы посоветовал Медунице?
- А это значит:..
Выводы:
- очистил воду, сделав фильтр из ватных дисков;
- у меня вся грязь осталась на фильтре;
- этой водой можно мыть руки, стирать;
- пить эту воду, наверное, нельзя, остались микробы;
- воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.
Воспитатель:
- Как об этом сообщить Медунице?
(Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования, зарисовывают схемы очистки воды и отправляют их Медунице в Цветочный город.)
3. Итог занятия:
(Воспитатель проводит дидактическую игру " Моё настроение")
Воспитатель:
- Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточку с символом " ?" - удивлённое, "!" - радостное, "=" - спокойное.
Дети: ( предполагаемые ответы)
- Радостное, потому что я сам очистил воду и помог жителям Цветочного города:.
- Удивлённое, потому что не ожидал такого результата:..
- Гордое, потому что я помогла всем жителям Цветочного города:..
(Воспитатель благодарить всех детей за помощь всем малышам - коротышам)
Используемый материал.
- "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" Л. М. Прохорова.
- "Кто такой? Что такое?" энциклопедия том 1 А.Г. Алексин:.
- "Энциклопедия Кирилла и Мифодия" на дисках.