Сравнение. Результат сравнения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок "открытия" нового знания

Цель: учить сравнивать предметы и числа, записывать результаты сравнения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • учить сравнивать предметы по различным признакам
  • учить читать и составлять высказывания, изображенные с помощью графов (стрелок красного и синего цвета), уметь изображать данные высказывания
  • формировать умение делать выводы

Развивающие:

  • развивать логическое мышление
  • развивать наблюдательность
  • развивать устную речь учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике
  • воспитывать любознательность
  • формировать умение слушать и оценивать ответы товарищей, участвовать в коллективной дискуссии

На партах: учебник "Математика": 1 класс, 2-ая часть, автор Рудницкая В. Н.; тетрадь "Математика" №3: 1 класс, автор Рудницкая В. Н., цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

Упражнения дыхательной гимнастики

Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье,
(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем,
(Руки вверх - вдох.)
Потом разведем
(Руки в стороны - выдох)
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
(Руки вниз, потом за голову)
Дышим раз и дышим два,
За работу нам пора.
(Руки положить на парту)

II. Самоопределение к деятельности.

Перед детьми иллюстрация к известной сказке "Три медведя". Ученики изучают рисунок и отвечают на вопросы.

- Какого размера медвежонок? (Маленький.) А медведь? (Большой.) А медведица? (Средняя.)

- На каком стуле сидит медведь? (На большом.) А медведица? (На среднем.) А медвежонок? (На маленьком.) И т.п.

Задание: "Вставь пропущенные слова".

Учитель говорит классу различные предложения, а дети хором вставляют пропущенные слова "большой" или "маленький". Примеры:

Сначала цыпленок был ... (маленький), а потом он стал петухом ...(большим).

Слон ... (большой), а мышка ... (маленькая).

Желудь был ... (маленьким), а дуб вырастет ... (большим).

Настоящее ведро ... (большое), а игрушечное ... (маленькое).

На доме висит флаг ... (большой), а в руках у мальчика флажок ...

- Если мы говорим "котенок", то он ... (маленький), а если говорим "кот", то он ... (большой)

- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Что будем делать? Правильно, будем сравнивать предметы.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Посмотрите на картинки на доске (например, книга и альбом одного размера, но книга толще; два ремня одинаковой длины, но различные по ширине; два различных по длине карандаша и т.п.).

- Всегда ли понятно и точно можно сравнить предметы, если использовать только слова "больше", "меньше"?

Игра "Говори наоборот". Учитель кидает мяч детям и говорит слово, а ученики должны вернуть мяч и дать при этом противоположный ответ.

Низкий-высокий
Узкий-широкий
Длинный-короткий
Толстый-тонкий
Мелкий-глубокий
Молодой-старый
Дорогой-дешевый

альше-ближе

Тяжелый-легкий

- Попробуйте теперь сравнить картинки на доске (книга и альбом, два карандаша, два ремня и т.п.)

- Какой вывод можно сделать? (Сравнивать предметы можно по различным параметрам.)

IV. Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

Работа по учебнику стр. 90-91, №1

- Результат сравнения можно изобразить с помощью цветных стрелок. Красная стрелка заменяет слова: больше, длиннее, выше, дороже, старше, толще, глубже, дольше, дальше, тяжелее. Синяя стрелка заменяет слова: меньше, ниже, короче, уже, младше, мельче, дешевле, тоньше, ближе, легче.

Посмотрите на картинки в учебнике и составьте высказывания с этими словами.

V. Первичная проверка понимания

Работа по тетради "Математика" №3, стр. 60-61, № 1,2. Сравните предметы и проведите стрелки. Взаимопроверка.

- Вы внимательно работали, ваши глазки вам в этом помогали и теперь им нужно отдохнуть. А еще зарядка нужна пальчикам, которые писали красиво и аккуратно.

Физминутка. Гимнастика с учебными предметами. Гимнастика для глаз.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

С помощью стрелок можно также изобразить результат сравнения чисел. Первым называют число, от которого идет стрелка, потом слово "больше" или "меньше", а затем называем число, к которому идет стрелка.

Работа по учебнику стр. 90-91, № 2,3.

VII.Первичное закрепление

Работа по тетради "Математика" №3, стр.61, № 3, 4. Для сильных учащихся - самостоятельная работа с самопроверкой по тетради "Математика" №3, стр.61, № 5.

VIII. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Какое у вас настроение? Почему? Что особенно понравилось? Какие возникли трудности? Что нового узнали? А чему вы научились на этом уроке?

Оценить успешность достижения цели на уроке.

- Вы замечательно работали, и мы можем поиграть в игру "Кто большой?".

Дети должны на слух решить, какое животное является "большим", а какое - "маленьким". Учитель называет различных животных, а дети встают, если животное большое, и садятся на корточки, если оно маленькое.

Примеры: слон (встали), мышь (присели), пчела (присели), медведь (встали), комар (присели), бегемот (встали), кит (встали), улитка (присели), муравей (присели), акула (встали) и т.д.. Закончить на большом животном, чтобы дети остались стоять возле своих парт.

- Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Использованная литература.

  1. "Математика": 1 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Информатика в играх и задачах. 1-ый класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: - Баласс, 2010.