Обращаясь к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, мы находим один из эффективных методов воспитания детей — обучение их сочинению сказок.
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии — социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм — среда» экология подошла к проблеме «человек — природа». Мы предлагаем понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются, плачут и смеются.
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека
Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
– использование сказочных примеров, ситуаций,
образов в повседневной деятельности
дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и
самостоятельной художественной деятельности
детей, любой совместной с педагогом
деятельности;
– организация сюжетно-ролевых игр,
игр-драматизаций, игр-путешествий,
занятий-праздников на материале сказок;
– включение сказочного материала в занятия по
изобразительной деятельности детей в качестве
художественного слова;
– использование отрывков из сказок на занятиях
по познанию окружающего мира в качестве
иллюстративного материала;
– включение сказочных образов и элементов
сказочных сюжетов в физкультурные занятия,
утреннюю гимнастику, физкультминутки,
физкультурные досуги и праздники
Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, – формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Таким образом, подводя итоги своей работы по внедрению экологической сказки в процесс формирования экосознания старшего дошкольника, можно с уверенностью сказать, что все детское творчество, непрерывно и надолго поселяет в уме и душе маленького ребенка знания таинств природы, гуманного отношения к ней. И пусть, наши сказки наивны и немного нескладны, главное наследие в них это – доброта, любовь к природе, осознание себя частичкой красоты и гармонии.
ВОЛШЕБНЫЙ СОН
(экологическая сказка)
На нашей красивой планете, Где птицы на ветках поют, На нашей планете ЗЕМЛЯ Хорошие люди живут. На одной из улиц, Возможно, и на вашей Живет один мальчишка Петя Промокашкин. Мальчишка – не разбойник, И умный – буквы знает И даже маме с папой Дома помогает. Один лишь недостаток У нашего героя – Он улицу считает Большим ведром помойным. И фантики конфетные, Обрезки от бумаги В окно кидает Петя, Попал на шляпу дяде. И дядя рассердился. Конечно – жалко шляпу! Подумал: "Навещу-ка Разбойника я папу!" Скажу ему: "Товарищ! Как сына воспитали? Наверное, вы сами Природу загрязняли!» И стыдно было папе, А маме так обидно. Ну неужели Петечка Такой уж и бандит?! Неправда! Сын хороший! Он просто позабыл Родителей уроки; Насупился, заныл: "Простите папа, мама! Я больше так не буду – Кидать наш мусор грязный На шляпы взрослым людям... " Родители серьезные, Чуть сдерживая вздох, Сказали: "Сядь, подумай! Ведь ты большой сынок!" У папы голос строгий, И мама не смеется. Дверь в комнату прикрыли И чинно удалились... А Петя горько плакал, ОбидносталоПете, Что из-за шляпы дядькиной Родители сердиты. "Что я такого сделал? Ну выбросил обертку... Подумаешь! Не камнем же Ударил его по носу... И фантики не в сахаре, И к дяде не прилипли... Ой, как обидно, мамочк-и-и-и-и... Ой, как обидно..." Ну разве только шляпы От мусора страдают?! И чтоже было дальше, Сейчас мы все узнаем. Остался Петя в комнате, Лег на свою кровать, Обиделся, насупился, Устал и стал зевать. И в маленькую комнату, В открытое окно Залетело облако, Окутало все сном. Петя Промокашкин Очнулся на планете, Где мусорили все: И взрослые, и дети. И в этом странном месте, Нет солнечного света, Хотя по всем приметам Сейчас должно быть лето. |
На небе тучи черные От заводского дыма, Грязная трава, земля – Ужасная картина!!! Не слышно птичьих трелей И писка комара, Не видно ни зверушки, Ни даже муравья. Повсюду грязь и копоть, Пожухла вся листва, Болеют птицы, звери, Плачет вся ЗЕМЛЯ! Бредет наш мальчик Петя Вдоль берега реки, Зловещее молчание, Вдруг, на воде круги… Остановился Петя, Не сводит с кругов глаз, Обрадовался мальчик, Подумал: «Водолаз!» Вдруг из воды из мутной Щука выплывает И голосом усталым Петю вопрошает: «За что же так вы, Чудище, С нами поступили, Зачем планету нашу В грязнулю превратили? В воде погибли рыбы От ваших сточных вод, За что мы провинились, Что так нам не везет?» И Петя возмутился: «Не Чудище я вовсе!» К воде он наклонился И не узнал себя! Весь страшный и лохматый, Злобное лицо, Ну прям какой-то монстр Смотрит на него. Наш Петя испугался, Отпрянул от воды. И понял, что случилось, Обратно нет пути. Пошел он по тропинке, Попал в дремучий лес. Лес тот не волшебный, Совсем он без чудес. На ветке сидит ворон, Качает головой, Виновника всех бед Он видит пред собой. В лесу кругом бутылки, Бумажки и пакеты. Не знаете, ребята, Откуда здесь все это? И тут на встречу Чудищу Вышел серый волк, В серьезном разговоре Волк серый знает толк. «Зачем ты здесь намусорил, Испортил ты наш лес?» Заплакали все звери: «Наш дом совсем исчез!» И от стыда такого Помчался Петя прочь. Стал Петруша думать: «Как же всем помочь?» Пока он шел по полю, В небе высоко Летал кругами коршун, Искал свое гнездо. Задача не простая Сквозь серый дым лететь Своих птенцов найти, Не дать им умереть… Петя Промокашкин Заплакал от тоски: «Не думал я, что это Могло произойти! |
Как теперь пред вами Искупить вину, Как попасть мне к маме, Я больше не могу!!!» В ответ одно молчание И злая тишина, Лишь ворон с дуба тот Пыль стряхнул с крыла. Работал наш Петруша Целый день и ночь. Решил своими силами Природе он помочь. Трудился тот мальчишка, Не покладая рук, Заметили все звери, Что чище все вокруг! Показалось солнышко, Зацвели цветы, Водичка заискрилась, Запели соловьи! Небо голубое, Синяя вода, Солнце золотое, Чистая ЗЕМЛЯ!!! Петя Промокашкин К речке подбежал, Глянул он на воду И себя узнал. Чары колдовские Превратились в прах, Чистая планета, Всегда пусть будет так! Вокруг все веселятся, А Пете стало грустно, Соскучился по маме, На сердце как-то пусто. Вдруг на встречу дядя В шляпе той идет, Пете он подмигивает, Песенки поет. Петя Промокашкин Понял, наконец, Что этот дядя в шляпе Волшебник-удалец. Наш Петя извинился И стал он обещать, Что никогда природу Не будет обижать! И дядя тот Волшебник Взмахнул своей рукой И Петя Промокашкин Попал к себе домой. Открыл глаза и видит Комнату свою, Открытое окно И яркую звезду. А утром мама с папой В комнату вошли. От радости и счастья У Пети слезы потекли. Все были очень рады, Что в сборе вся семья И с улицы послышались Трели соловья! Чтоб с вами не случились Истории такие, Природу охраняйте, ЗЕМЛЮ берегите!!! |
В лес ходить – лес любить
Физкультурно-экологический праздник в старших группах
Цель: закреплять навыки двигательной активности, полученные на физкультурных и музыкальных занятиях; формировать положительные эмоции, раскрывать творческие способности детей.
Задачи:
- в игровой форме закреплять любовь к родной природе;
- развивать интеллектуальные способности детей;
- развивать быстроту, ловкость, внимание;
- воспитывать коммуникативные качества.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети под музыку «Вместе весело шагать»
заходят в спортивный зал.
Проходят полосу препятствий: перешагивают
через «бревно»; пролезают под «поваленными
деревьями» (под палками); перепрыгивают через
«ручеек»; идут на носках по «камушкам»;
идет по «следам» (следы очень большие). После
полосы препятствий дети садятся по кругу
«привал».
Заходит Йети (Снежный человек)
Йети:
Я стеклом поранил ногу,
Я с повязкою хожу,
И терплю такую муку,
Со стеклом я не дружу! (Плачет)
Ведущий: Что случилось, кто вы, и где вы обрезали ногу?
Йети: Я – Йети. Снежный человек и хожу всегда босиком. Кто-то в лесу разбросал битое стекло, я наступил на него и поранил ногу.
Ведущий: Дети. Давайте поможем снежному человеку и соберем все стекла в лесу?
1. Эстафета «Собери стекла»
Дети делятся на 2 команды. По сигналу первый ребенок бежит до ориентира, где лежат в коробке нарезанные кусочки от пластиковых бутылок «стекла». Берут одно «стекло», бегут обратно и складывают «стекла» в ведро. Передают эстафету другому игроку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет «стекла».
Йети: Молодцы ребята, здорово справились с работой, а вы не знаете, кто разбросал «стекла» в лесу?
Дети. Нет
Входит Соловей-Разбойник.
– Это что еще за сборище, ишь!!! Порядок навели, не
люблю порядок. Я вот сейчас как свисну, и все
листочки с деревьев слетят.
Свистит. В это время ведущий разбрасывает листочки по залу.
2. Эстафета «Собери листочки»
Первый бежит, огибает ориентиры 5 штук «елочки» до листочков, берет листочек и вешает на дерево. Возвращается к команде и передает эстафету. Одна команда берет только березовые листочки, а другая только дубовые. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все листочки на дерево.
Йети: Молодцы, ребята, здорово это у вас получается, наверное, вы в детском саду много тренируетесь?
1-й ребенок: 2-й ребенок:
Нам, смелым, и сильным, и ловким, Нам, смелым, и сильным, и ловким,
Со спортом всегда по пути. Быть надо всегда впереди.
Ребят не страшат тренировки, Здоровье, сила, ловкость –
Пусть сердце стучится в груди. Вот спорта пламенный завет.
Соловей-Разбойник: Сильные, они смелые, ловкие умелые! Сейчас я посмотрю, какие вы смелые, Свисну сейчас и ни одного животного, ни одной букашечки в лесу не останется, будет вам в лесу скучно, и не интересно.
Свистит. В это время ведущий раскладывает на полу картинки с изображением лесных животных.
3 эстафета «Найди животного по следу»
Первый ребенок бежит до ориентира, где разложены игрушки лесных животных. Берет любого животного, находит его след, кладет игрушку на след, бежит к команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее разложит игрушки по следам.
Соловей-Разбойник: Фу-ты нуты, и здесь
эти детишки шалунишки справились.
А давайте договоримся, я вам сейчас загадаю
загадки, если вы их не отгадаете, то уйдете из
леса и никогда сюда больше не придете и заберете
с собой это лохматое чудовище. А то вы все такие
добреньки, веселенькие, лес они любят, никаких
пакостей не делают, фу-ты нуты!
Загадывает загадки:
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает (Дерево) Мягок, а
не пух, |
Летают, кружатся. На землю ложатся. С земли не встают И тут пропадут (Листочки дерева) На
горе шумит, |
Стоит лепешка На одной ножке, Кто мимо ни пройдет, Всяк поклонится. (Гриб) Стоят столбы белы, |
Соловей-Разбойник: Ну ладно, ладно, смотрю, все здесь умные собрались. А я вас обманул, я все равно вас из леса выгоню. Сейчас я свисну, и ваш лес сгорит, и останутся от него только угольки.
Свистит.
Йети: Мне страшно, где же я буду жить, и звери, мои друзья?
Ведущий: Не волнуйся снежный человек, сейчас наши ребята помогут вам и потушат пожар.
4 эстафета «Потуши пожар»
Первый ребенок бежит с маленьким ведром, перепрыгивая через «кочки», набирает воду из большого ведра, бежит обратно, выливает воду в пустое ведро, передает эстафету следующему игроку.
Ведущий: Ну, вот пожар потушен. Соловей-Разбойник, уходи из леса, нечего тебе тут делать, только пакостить умеешь.
Йети: Мы с ребятами очень любим наш лес и бережем его от всякой нечестии и хулиганов.
Ведущий: Мы с ребятами часто ходим в лес и собираем там всякий мусор, который оставляют после себя нехорошие люди. Вот, Соловей-Разбойник, посмотри, как наши дети быстро и чисто убирают мусор.
5 эстафета «Собери мусор»
Ведущий высыпает на пол из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. д.). Дети по команде собирают мусор в свои корзины. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
Йети: Здорово, здорово, как у нас в лесу чисто, молодцы ребята, я вас всех так люблю!!! Я всегда вас буду ждать в нашем прекрасном лесу!!! Я вижу что вы его тоже очень любите!!!
Соловей-Разбойник: Любите!!! Бережете!!! А я все равно как свисну, и не останется в вашем любимом лесу ни одного цветочка, ни одной травиночки. И не будет вам здесь ни красиво, ни хорошо, вот тогда здесь я и поселюсь со своими друзьями разбойничками.
Свистит.
Йети: Ой, ребята, посмотрите, на полянке не осталось ни одного цветочка, что же делать?
Ведущий: Это дело поправимое, наши ребята и с этой бедой справятся, правда, ребята?
6 эстафета «Собери ромашку»
Дети бегут до ориентира, где разложены желтые кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник должен прикрепить к сердцевине лепесток. Выигрывает та команда, которая первая соберет ромашку.
1-й ребенок:
В лес весенний мы пришли Рвать цветочки мы не будем,
И полянку там нашли. А беречь, любить их будем.
И растут на той полянке Пусть растут на радость людям,
Всевозможные цветы Никогда их не забудем!
Соловей-Разбойник: Что, цветочки вы любите? Фу, какая гадость.
Дети: Да!!!
Ведущий: И стихи дети про цветы знают, сейчас они тебе расскажут.
1-й ребенок: 2-й ребенок:
Выглянул подснежник в полутьме лесной – На лугу у той дорожки,
Маленький разведчик, посланный весной; Что бежит к нам прямо в дом,
Пусть еще под лесом властвуют снега, Рос цветок на длинной ножке
Пусть лежат под снегом сонные луга; Белый с желтеньким глазком.
Пусть на спящей речке неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик – и весна придет.
3-й ребенок: 4-й ребенок:
Колокольчик голубой На солнечной опушке фиалка расцвела.
Поклонился нам с тобой; Лиловенькие ушки тихонько подняла.
Колокольчики – цветы В траве она хорошенькая, не любит лезть в перед.
Очень вежливы… Но всякий ей наклонится и бережно возьмет.
А вы?
Соловей-Разбойник: А я вот не люблю цветы, мне их никто и никогда не дарил.
Йети: А это, потому что ты злой и не любишь природу. Приходи к нам лес и любуйся на цветы, на деревья, и на все что находится у нас в лесу.
Соловей-Разбойник: Да я злой, вот сейчас как свисну…
Свистит, а у него ничего не получается.
Йети: Что ничего не получается? Хватит уже гадости всем делать, давай с нами вместе играть и веселиться, лес любить и всех кто в нем живет.
Соловей-Разбойник: А вы меня простите? А вы со мной будете играть? А то правда так надоело всем гадости делать и нашу замечательную природу губить, вы меня простите?
Йети: Ребята, мы простим Соловья-Разбойника? Тогда давайте поиграем в веселую игру.
7. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»
А чтобы деревьев было в лесу много и они всегда радовали нас, нужно их сажать.
8. Игровой стретчинг «Семечко летело»
Ведущий:
Разлетелись семена
Тихо на траву упали.
По лесам, полям, лугам.
И тихонько прорастали
«Маленькая елочка»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести
слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол
(вдох);
3-4 – присесть на корточки. Пятки от пола оторвать
(выдох), сохранять равновесие.
«Елка»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки
развести слегка в стороны вниз, ладони
направлены в пол (вдох);
3-4 – полуприсед. Пятки от пола не отрывать (выдох).
«Большая ель»
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль
туловища.
1 – развести носки врозь (вдох);
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести
слегка в сторону вниз, ладони направлены в пол
(вдох).
Йети: Ой, ребята, какие вы молодцы, как вы меня выручили, большое вас спасибо, и Соловей-Разбойник теперь будет следить за порядком в лесу, пора нам идти, до свидания!
Ребенок:
Дети с Йети навсегда, И зверей оберегать.
Неразлучные друзья. Паучков, стрекозок, мушек
Будем лес наш охранять, И зелененьких лягушек!!!
Праздник заканчивается, подсчитываются результаты