Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с использованием разработанного игрового пособия "Волшебная ромашка"

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования (введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

В связи с этим нами было разработано и активно внедрено в воспитательно-образовательный процесс игровое пособие «Волшебная ромашка» (рисунок №1).

Рисунок 1

Описание игрового пособия «Волшебная ромашка».

Напольная полифункциональная конструкция из двух частей. Первая часть – основная – каркас ромашки высотой 110 см, что соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Вторая – коврик на устойчивой основе – «полянка» – диаметром 100 см. Кроме того, в комплект входит набор цветочков разного цвета, с разнообразным наполнителем (манка, гречка, фасоль, спички, поролон и др.), стеклянные шарики в форме «росинок», «морковки» из поролона, разноцветные атласные ленты, бабочки, прищепки, природный материал (ракушки, камушки, песок) и др.

Пособие «Волшебная ромашка» изготовлено из разного фактурного материала (крепсатин, плюш, ковролин и др.) с целью обогащения сенсорно-моторного опыта детей, развития их тактильных ощущений, что является необходимым условием их эмоционального развития.

Основная цель использования игрового пособия: формирование эмоционального благополучия ребёнка дошкольного возраста, а также:

  • Оптимизация эмоционально-чувственного развития ребёнка.
  • Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Оптимизация мышечного тонуса.
  • Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля.
  • Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки.
  • Повышение функционального уровня систем организма (игровые упражнения для тренировки дыхательной системы).
  • Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие групповой сплоченности.
  • Формирование позитивных эмоций.

Пособие «Волшебная ромашка» может быть использовано в специально-организованной (индивидуальной или групповой) деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста, а также как компонент эмоционально-развивающей среды в группе (уголок релаксации). Рисунок № 2.

Рисунок 2

С целью эффективного использования игрового пособия «Волшебная ромашка» был разработан комплекс игр различной направленности (приложение №1):

1. Игры, связанные с дыханием («Росинки», «Веселые птички», «Ромашки», «Бабочка на лужайке», «Цветочная пыльца», «Рот на замочке», «Ветерок», «Цветочный аромат» и др.).

Данные игры направлены на снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством использования дыхательной техники. Техника выполнения дыхательных упражнений для детей:

  • воздух набирать через нос;
  • плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

2. Игры, связанные с управлением тонуса мышц («Зайчата», «Холодно-жарко», «Волшебные цветочки», «Дует ветерок», «Качели», «Медвежонок собирает грибочки», «Солнечный зайчик» и др.).

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

3. Игры на активизацию тактильных ощущений («Колючий ёжик», «Цветочки-сестрички», «Помоги божьей коровке найти свою дорожку» и др.).

Посредством серии данных игр педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. Использование данных игр способствует погружению детей в мир разнообразных ощущений, различных по продолжительности, интенсивности и новизне. Именно этим объясняются большие эмоциональные свойства этих игр. При организации таких игр задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей со свойствами различных материалов, освоение ими представления о величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций у дошкольников происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.

Таким образом, основным условием сохранения и укрепления психологического здоровья является формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с момента поступления его в детский сад. Содержание работы педагога-воспитателя должно быть ориентировано на создание не только предметно-развивающей, но и эмоционально-развивающей среды в группе, опираясь на следующие условия:

  • эмоционально-благоприятная позиция воспитателя;
  • обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения в уголке «релаксации»;
  • специально-организованная деятельность воспитателя и детей по формированию эмоционального благополучия.

Данное игровое пособие «Волшебная ромашка» эффективно использовалось в формировании эмоционального благополучия детей в период адаптации, а также как уголок релаксации для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников и в организации игровой деятельности детей по формированию положительных эмоциональных состояний. Также пособие предназначено для оптимизации эмоционально-чувственного развития детей дошкольного возраста, обогащения его сенсорно-эмоционального опыта.

В результате, в ходе проведенной педагогической работы у детей значительно улучшились показатели эмоционального благополучия.

В дальнейшем планируется использовать игровое пособие «Волшебная ромашка» в организации непосредственно образовательной деятельности, разработать комплекс игр дидактической направленности в соответствии с требованиями к основной общеобразовательной программы.