Цели:
- Способствовать развитию духовно-нравственной личности.
- Помочь уч-ся осознать социальную, практическую и личностную значимость предложенного материала.
- Содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
- Создать содержательные и организационные условия для работы в группах.
Ход классного часа
1. Оргмомент (предварительно учащиеся поделены на группы) (пустой слайд, приложение 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас классный час. Мы с вами мало знакомы, и я сделала всем бейджики, чтобы нам было комфортно общаться. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной.
2.Эмоциональный настрой
(Слайд «Словарный ряд» , приложение 1)
Словарный ряд: любопытство, страх, радость, удивление, раздражение, новизна, равнодушие, безразличие, удовлетворение, заинтересованность.
Учитель: Обратите своё внимание на ряд слов, выберите и назовите те из них , которые соответствуют вашему состоянию перед началом классного часа. (спросить по желанию несколько человек)
(Выяснили, прокомментировали)
Учитель: Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь и как мы будем работать.
3. Введение в тему
Учитель: Я предлагаю вам обратить своё внимание на экран. (просмотр эпизода)
У.: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
- О деньгах.
У.: Верно. О деньгах. (слайд «Деньги» , приложение 1) С какими словами ассоциируются у вас деньги?
(Учащиеся произносят слова, а учитель записывает их в две колонки.)
зло |
|
страх |
|
зависимость |
|
ненависть |
|
У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?
Верно, добро и зло. Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это добро или зло? (Слайд «Деньги – это добро или зло?» , приложение 1)
4. Вступление учителя.
У.: Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Они отвоёвывают в человеческом сознании пядь за пядью, порождая сложнейшие нравственные коллизии. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
5. «Мозговой штурм»
У.: Рыночная экономика создала множество болезненных проблем. Давайте попытаемся перечислить некоторые из них. Для этого я разделила вас на группы. У каждой группы на столе находится небольшой информационный материал и инструкция для выполнения задания. (Слайд «Таблица» , приложение 1)
Ваша задача: Взять таблицу с текстами для оценочного суждения, ознакомиться с ними, соотнести с предложенными проблемами и обосновать свой выбор. На эту работу группам даётся … минут
У.: В случае затруднения вы можете обратиться за помощью ко мне.
№ |
Информационный текст |
Проблема |
1 |
Во дворе играют дети. Мальчик нечаянно испачкал кофточку девочке. - Что ты сделал?!- возмущённо закричала девочка. - Извини, пожалуйста. Я не хотел,- почти шёпотом пролепетал мальчик. - Мне эту кофточку папа купил за тысячу рублей,- негодующе констатирует девочка. |
Формирование культа денег |
2 |
Девятилетняя девочка из семьи, оказавшейся в трудном материальном положении, просит в молитве: « Господи! Пошли нам побольше денег. Я не от жадности прошу, а для удобства. Я лишь хочу, чтобы хватило денег маме на операцию и она бы снова появилась дома, и чтобы папа быстрее нашёл работу. А ещё я хочу, чтобы Ира с Леной со мной дружили и не говорили, что бедные должны дружить с бедными, а богатые с богатыми. |
Деньги приводят к социальному расслоению общества |
3. |
Беседуют две приятельницы. Одна жалуется: - Хочу сыну купить квартиру, да предлагают неподходящие районы. Вот два года назад мне очень повезло с квартирой, купила прямо в центре. Да и с машиной тогда угодили. - А зачем твоему сыну вторая квартира?- вежливо поинтересовалась её подруга. - Да он первую в казино проиграл, а у меня жить не хочет. - А зачем ему вторая машина? Что, одной не хватает или модель устарела. - Да нет, он её разбил, когда возвращался с вечеринки. |
Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям. |
4 |
Дочь приходит домой и заявляет родителям: - Мне на косметику рублей 700 нужно. Немного погодя она добавляет: - Да, я ещё забыла, мы мальчишкам на подарки собираемся по 200 рублей. Ну и на телефон закинуть хоть 100 рублей нужно. А то целый день без связи. Мама замечает: - Рита, я ведь тебе предлагала у меня в салоне подработать или папе на фирме помочь. А кроме этого сколько возможностей было. Тогда бы и не клянчила у родителей деньги на карманные расходы |
Российские дети существуют за счёт родителей |
У.: Учащимся предлагаются следующие проблемы:
- Российские дети существуют за счёт родительских средств.
- За деньги можно купить всё.
- Формирование культа денег.
- Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям.
- Деньги приводят к социальному расслоению общества.
- Проблемам хранения денег.
- Система человеческих отношений измеряется деньгами.
У.: Давайте поочерёдно эти проблемы озвучим. (зачитывают поочереди) (Слайд «Таблица» 1, 2, 3, 4, приложение 1)Верно. Проблем, связанных с деньгами, много. Мы назвали лишь некоторые.
У.: Так как все проблемы мы с вами решить не в состоянии, то мне хотелось обратить ваше внимание на проблему №4, . (Российские дети существуют за счёт родительских средств). (Слайд «Российские дети существуют за счёт родительских средств», приложение 1) Я думаю, каждому ребёнку хочется иметь карманные деньги и тратить их по своему усмотрению. Верно?
- Да.
6. Деловая игра « Бизнес тинейджеров»
У.: Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.
Итак, ролевая игра « Бизнес тинейджеров» (Слайд, приложение 1). Предположим, что я банкир, а вы тинейджеры, которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.
За каждую вашу идею группа получает условную валюту. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, варианты, приемлемые только для р–п Даниловка и только то, за что заплатят. Победит та группа, у которой окажется большее количество «денег». А статистик, которого вы выберете, поможет подсчитать «деньги».
В случае затруднения вы можете обратиться ко мне в банк и купить идею.
- мытьё машин;
- почта;
- торговля комнатными цветами.
- временное трудоустройство нВ летний период;
- вскапывание огорода;
- складывание сена;
- картофель копать;
- разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок и др.
У.: Давайте определим, какая же группа больше заработала. Слово статистикам.
(Объявить результаты.)
У.: Молодцы, в этой игре победила группа. Ребята были очень активны.
7. Экспресс - анкета
У.: Итак, деньги вы заработали. Представьте, что это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили? (открыть слайд, приложение 1) Посмотрите, пожалуйста на доску. Там находятся 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, посоветуйтесь в группе, в какой конверты и в каком количестве вы вложите свои «деньги». Представитель от группы опустит «деньги» в конверты.
Вы должны истратить все «деньги».
Анкета
- На себя, личные нужды и развлечения;
- На членов своей семьи и друзей;
- На образование, здоровье, расширение кругозора;
- На спонсорство и благотворительность.
Учитель делает вывод, на что больше потрачено денег
У.: Вот вы, ребята, сумели заработать деньги и легко их потратить. Так значит ли, что деньги – это всегда благо или всё-таки нет. Для этого мы с вами продолжим нашу работу в группах и проведём мини – дебаты. (открыть слайд, приложение 1)
8. Мини-дебаты
У.: Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и попытаемся дать на него аргументированный ответ. И сейчас 2 группы должны будут привести аргументы, к тому, что деньги - это исключительно благо, а 2 группы попытаются найти доводы к тому, что деньги всегда приносят зло.
(Группы поочерёдно называют аргументы.).
9. Вывод
У.: Как вы считаете, что такое деньги: добро или зло?
(Учащиеся пытаются сделать вывод.)
У.: Так где же истина?
У.: Верно, т.к. деньги – это серьёзное испытание. И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны. Ведь
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
А человек оказался посерединке.
Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках- добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования.
10. Рефлексия
У: Возможно, вы сегодня впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов. (открыть слайд, приложение 1) Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.
Афоризмы
- Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор
- Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков
- Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь. Башир Зугумов
- Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй"
- Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе... Бенджамин Франклин
- За деньги можно все купить,
Любовь же надо заслужить.
Гарун Агацарский
11. Эмоциональное состояние
У.: Мне хотелось бы узнать, какие эмоции, чувства вы испытываете после окончания классного часа. Для этого опять обратите своё внимание на ряд слов (открыть слайд, приложение 1) и выберите те из них, которые соответствуют вашему состоянию (спросить по желанию несколько человек)
У.: Большое спасибо вам, ребята, за интересный разговор, за поддержку.