Цель: формировать навык составления рассказа цепной структуры “День рождение”.
Программное содержание:
- формировать у детей представление о смысловой связи предложений в рассказе;
- учить детей связному высказыванию с опорой на картинно-графический план;
- активизировать словарь детей по теме;
- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам и их ответам.
Оборудование:
Воздушные шары, макет торта со свечами, кукла в нарядном платье, магнитная доска, предметные картинки, сюжетная картинка, план – схема, презентация, детские песни “С Днем рождения” (исполнитель группа “Барбарики”).
Ход занятия
Звучит музыка. Воспитатель входит с воздушными шарами и красивой куклой. Вместе с детьми рассматривают куклу.
Воспитатель предлагает придумать кукле имя – соотнести куклу и картинку (рисунок 1)
Воспитатель – посмотрите, какая красивая наша Соня.
Для чего же она так нарядилась? (ответы детей)
– У нее день рождения! - соотнести с картинкой (рисунок 2)
Воспитатель – кого принято приглашать на день рождение?
(ответы детей – бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, друзья… - гости) – соотнести с картинкой (рисунок 3)
Воспитатель – гости приходят и приносят много…?
Игра с воздушным шаром “Шар передавай – подарок называй”
- соотнести с картинкой (рисунок 4)
Звучит музыка, вносят торт со свечами.
Воспитатель – ребята, давайте задуем вместе свечи.
“Раз, два, три свечку затуши” - игра на поддувание;
соотносят с картинкой (рисунок 5)
Воспитатель – на день рождение принято играть в разные игры. Я вам предлагаю поиграть в веселую игру – “Липучка”: пара детей, под музыку, ловит, танцующих детей в свои сети. Пойманные присоединяются к водящим. Игра заканчивается, когда все дети окажутся в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель обращает внимание на куклу и предлагает рассмотреть еще картинки, вместе с детьми делают вывод, что они не подходят к нашей теме.
Воспитатель – выберите, только те картинки, которые подходят к теме “День рождение”.
На магнитной доске квадраты и стрелки, которые их соединяют.
Воспитатель предлагает записать рассказ “День рождение”, но не словами, а картинками. Квадратик – это слово, стрелочка – слово-действие.
предложение. Подбор картинок. Воспитатель обращает внимание на повтор картинок, объясняет, что рассказ строится по цепочке. Каким словом заканчивается одно предложение, таким же словом начинается следующее предложение. Одинаковые картинки соединяются светлыми косыми стрелочками.
Воспитатель показывает презентацию, на которой дети узнают знакомые картинки и составляют рассказ цепной структуры.
А в конце детям предлагается сюжетная картинка по которой дети, без опоры на схему составляют связный рассказ. (рисунок 6)