В данной статье рассматривается необходимость проведения элективного курса в 10-11 классах для качественной подготовки к ЕГЭ. Предлагается разработка такого курса по географии.
Сегодня ЕГЭ как форма проверки и оценки знаний учащихся уже прочно вошёл в нашу жизнь. ЕГЭ отличают такие качества как объективность и независимость оценки, широкий охват проверяемого материала, а также единство и доступность для любого выпускника в любом регионе нашей страны. Вместе с тем форма содержания ЕГЭ зачастую вызывает определённые затруднение и непонимание у выпускников школы. Это возможно вызвано тестовой формой заданий и своеобразными непривычными бланками для ответов. Если к тестовой форме заданий учащиеся начинают привыкать уже в процессе обучения в основной и средней школе, то к заполнению бланков ответов зачастую, бывают не готовы. Кроме того, следует учитывать, что экзамен сам по себе нередко вызывает волнение и даже стресс у учащихся. Всё это может приводить к растерянности, повышенной возбудимости учеников, а как следствие к неправильным действиям на экзамене. Чтобы избежать этого, нужно готовиться к подобной форме проверки знаний, причём, не только повторяя пройденныё материал, но и тренируясь показывать свои знания в той форме, какая предусмотрена на экзамене. Прежде всего, следует понимать, что главной целью ЕГЭ является дифференциация выпускников средней школы по уровню подготовки по географии для итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы.
Содержание ЕГЭ по географии определяется обязательным минимумом содержания основного и среднего (полного) общего образования по географии, который отражён в соответствующих документах Министерства образования России. В соответствии с целью и содержанием ЕГЭ разработана определённая структура экзаменационной работы. Которая предполагает, что каждая работа состоит из трёх не равнозначных частей.
Наша гимназия №76 работает в форме сетевого профильного обучения. Учащиеся сетевых школ имеют большой выбор предлагаемых услуг для подготовки к ЕГЭ. Им предоставляется возможность посещения большого количества элективных и профильных курсов по разным предметам.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящих в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Задача элективных курсов - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.
Мною разработана программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по географиив условиях сетевого профильного обучения». Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программой по географии базового и профильного уровней, контрольно-измерительными материалами единого государственного экзамена. Отбор содержания элективного курса осуществлялся в соответствии с кодификатором, в котором отражены основные элементы содержания и виды деятельности, проверяемые в ЕГЭ.
Разработанная мною в данной работе технология процесса обучения не исключает использование практически всех методов обучения, выступающих в качестве способов организации учебной деятельности учащихся.
- Метод самостоятельной работы учащихся (практическая работа, работа с картой, работа со статистическими материалами);
- Метод устного изложения знаний учителем и актуализация познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, беседа);
- Метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;
- Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (наблюдение за работой учащихся, устный опрос, программированный тест из КИМов).
В соответствии с нормативными документами к программе прилагаются различные задания по отдельным темам курса. Содержание проверяемых знаний определяется обязательным минимумом содержания образования по географии.
Подготовку к экзаменам следует проводить по учебникам и учебным пособиям, которые соответствуют данному минимуму, а именно тем, которые имеют гриф Министерства образования России.
Мы готовы предоставлять услуги учащимся. По итогам прошлогодней аттестации среди учащихся, сдававших предмет в форме ЕГЭ, более высокие результаты получили именно те учащиеся, которые посещали элективный курс.
Приложение 1. Презентация
Приложение 2. Тесты