Элективный курс "Аскизский район"

Разделы: География


Тематический план


Класс

Раздел и тема

Количество часов по классам

1Х-Х

Аскизкий район – 20 ч.

1 часть

11 часть

 

1. Республика Хакасия на карте
России.

2

2

 

2. Аскизкий район

3

3

 

3. Рельеф и богатства недр.

3

5

 

4. Климат.

3

4

 

5. Внутренние воды.

3

4

 

6. Почвы. Органический мир.
Природные зоны.

4

7

 

7. Население.

1

6

 

8. Экология района.

1

2

 

9. Обобщение.

-

1

 

ИТОГО:

20 ч.

 

Пояснительная записка

Главное назначение настоящей программы – дать учащимся объективную картину окружающего мира, в котором они живут и действуют, показать еë отличия от места к месту. Изучение законов развития природы Хакасии, сложнейших причинно - следственных связей и взаимозависимостей отдельных природных компонентов служит хорошей теоретической основой для понимания учащимся сути глобальных экологических проблем, специфики антропогенного взаимодействия на различные природные комплексы, способов организации рационального природопользования.

Краеведение – единственная учебная дисциплина, которая знакомит учащихся с природой, населением и хозяйством Хакасии, изучает природные и социально-экономические явления и процессы в их целостности и единстве. Отсюда вытекают главные задачи краеведения как учебной дисциплины:

  • дать систематические сведения о природе, населении, хозяйстве Хакасии;
  •  познакомить учащихся с культурой и бытом разных народов, проживающих на территории республики, научить осознанию равенства рас и наций, привитие чувства толерантности;
  • показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических и других факторов;
  • научить использовать периодическую печать в учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • овладеть основами поведенческой географо-экологической культуры учащихся.

В основу программы положены следующие подходы и принципы:

  • непрерывность школьного географического образования, строгая согласованность содержания отдельных курсов;
  • интегративность и целостность географии (краеведения);
  • увеличение роли индуктивного подхода.

РАЗДЕЛ 1. «Аскизский район на карте Хакасии»

7 класс 34 часа 1 час в неделю Факультатив.

1. Аскизский район на карте Хакасии. ( 2 ч.)

Физико-географическое положение Аскизского района. Из истории освоения территории района. Границы. Административное деление. Тамги населенных пунктов Село Аскиз – районный центр. Аскизский район – географический центр Хакасии.

Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту района границы и административные центры.

2. Село Аскиз ( 3ч.)
Из истории освоения и основания села. Происхождение названий улиц, становление школ, больниц, крупных учреждений.

Великие люди, посещавшие Аскиз ( Н.Ф.Катанов, П.С.Паллас, Г.Мессердшмидт, В.Суриков, и др.).

Практическая работа №2.Нанесение плана села Аскиз.

3. Рельеф и богатства недр. (5ч.)

Отроги Абаканского хребта. Сарой. Сахсаар. Кузнецкий Алатау. Геологическое строение, происхождение полезных ископаемых. Тейское рудоуправление, Балыксинское мраморное месторождение, Аскизская каменноугольная шахта, В-Аскизское асбестовое месторождение, гора Гипсовая. Прошлое и настоящее предприятий. Пользование человеком. Каменное изваяние Хуртуях Тас – фигура женщины из песчаника. Легенды и предания о менгирах. Экологические проблемы.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту гор, равнин, полезных ископаемых условными знаками

4. Климат. (4ч.)

Климатические особенности района. Среднегодовое количество осадков, изменение температур по временам года, изменение атмосферного давления. Климатообразующие факторы. Изменение климата с построением Саяно-Шушенской ГЭС и алюминиевого завода. Ветер. Атмосферные осадки. Народные приметы и предсказания погоды. Стихийные бедствия , связанные с климатическими особенностями: половодье, паводок, засухи, град, кислотные дожди, пожары и др.

Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте климатических данных района.

5. Внутренние воды. (4ч.)

Характерные особенности внутренних вод района. Речная система реки Аскиз, Абакана. Использование крупных рек человеком. Загрязненность рек промышленными и бытовыми отходами. Озера, происхождение, использование человеком. Режим, питание, работа и значение внутренних вод. Легенды, сказания, происхождение названий рек и озер. Ханкуль-самое большое озеро района. Баланкуль- рекреационный центр района.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте района рек и озер с данными длины и глубины.

6. Почва. Органический мир. Природные зоны. (7ч.)

Условия образования почв. Характерная растительность степей, подтаежной зоны, тайги. Зависимость животного мира к климатическим условиям. Растения и животные в символах и тамгах хакасского народа. Лекарственные растения. Красная книга Аскизского района. Книга Жалоб. Влияние и изменение человеком механического состава, плодородия почв. Изменение видового состава органического мира. Казановский музей под открытым небом.

Практическая работа №6. Нанесение на контурную карту природных зон, границ охранных территорий.

7. Население. ( 6ч.)

Динамика численности населения. Городское и сельское население. Национальный состав. Плотность, размещение, рождаемость. Смертность, ее причины. Миграция. Характеристика крупных населенных пунктов. Полово-возрастной состав. Зависимость здоровья человека от экологического состояния окружающей среды. Религия народов района.

Практическая работа №7. Построение графика «Динамика численности населения Аскизского района».

Практическая работа №8. Построение круговой диаграммы «Национальный состав Аскизского района», полово-возрастной пирамиды на примере учащихся 1-11 классов школы.

8. Экологические проблемы Аскизского района. (2ч.)

9. Обобщение. (1ч.)

Приложение 1. Технологическая карта программы «Аскизский район»

Приложение 2. Презентация