Обобщение и систематизирование знаний по теме "Словообразование. Орфография". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: "Словообразование. Орфография";
  • контроль и оценка ЗУН по теме: "Словообразование. Орфография";
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;
  • привитие культуры общения;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник по русскому языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Рабочая тетрадь для 6 класса в 2-х частях редакцией Богдановой Г.А.

Ход урока

I. Организационный этап. Цели урока. Запись темы урока.

II. Изучение материала.

1) Устный опрос.

- Что изучает раздел науки о языке "Словообразование", с которым вы познакомились в 6 классе? (Словообразование - раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.)

- Из каких значимых частей состоит слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание).

2) Игра "Составь слово" (презентация)

Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части.

1) От глагола обговорить - приставку, от думать - корень, от глагола читать - суффикс глагола, от глагола петь - окончание.

Получилось слово: обдумать.

2) От глагола подбежать - приставку, от существительного пилка - корень, от возить -суффикс глагола, от строили - суффикс прошедшего времени, от страна - окончание.

Получилось слово: подпилила.

3) От прилагательного предутренний - приставку, от глагола поговорить - тоже приставку, от слова слагаемое - корень, от глагола решать - глагольный суффикс, от глагола писал - суффикс прошедшего времени, от собирала - окончание.

Получилось слово: предполагала.

4) Приставка та же, что в глаголе притаился; корень тот же, что в глаголе тащить; суффикс тот же, что в глаголе возить; суффикс прошедшего времени - как в глаголе строил; суффикс возвратности - как в глаголе носился.

Получилось слово: притащился.

3)Устный опрос.

- С какими видами орфограмм мы познакомились в разделе "Словообразование"? В корне? В приставке?

- По каким признакам вы различаете, когда в корнях с безударными гласными -лож- - -лаг-, -раст- - -ращ- - -рос-, -кос- - -кас-, -гор- - -гар-, -зор- - -зар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А? Перечислите корни с чередующимися гласными Е-И.

4) Проверка домашнего упражнения №182.

Набирать скорость, разгорается на востоке, приземляется с парашютом, растёт с приближением к Земле, коснуться Земли, преодолеть большое расстояние, температура за бортом самолёта, приободрить товарища, великолепно посадить, выскочить из кабины, превзойти мировой рекорд, приветствовать экипаж, рассказ лётчика-испытателя.

Задания:

1) Найдите в домашнем упражнении слова с этими орфограммами, объясните условия их выбора. (Разгорается, растёт, коснуться, выскочить, набирать.)

2) Найдите в домашнем упражнении слова с другими орфограммами в корне. Назовите орфограммы. (Проверяемые безударные гласные - посадить - посадит, мировой - мир. Непроверяемые безударные гласные - температура, великолепно, рекорд, экипаж. Буквы И, У, А после шипящих - с парашютом (искл.))

5) Работа с использованием перфокарты. Буквы о-а в корнях с чередующимися гласными.

растительный водоросли положение
касаться прикосновение отрасль
коснуться выросла отложить
расти слагать расположение
росток предположить располагаться
разрослись выращенный прикасаться
излагать изложение неприкосновенность
сгореть пригореть угорелый
Ростов ростовщик Ростислав
зарница заря зарево

6) Устный опрос.

- Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

- Найти в домашнем упражнении слова с этими орфограммами, объяснить условия их выбора. (Приземляется, с приближением, преодолеть, приободрить, превзойти, приветствовать)

- С какой ещё орфограммой в приставке вы встретились в домашнем упражнении?

(Буквы з-с на конце приставки - расстояние, рассказ)

- Как определить, какую букву И или Ы нужно писать после приставок на согласную?

7) Выполнение упражнения № 116 в Рабочей тетради на печатной основе под редакцией Богдановой.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых ПРИ- является частью корня или значение приставки ПРИ- неясно.

Беспрерывный, беспризорник, приключение, беспредельный, примета, привередливый, президент, привилегии, президиум, приветствовать, преисполненный достоинств, бесприютный, препровождать, беспрерывный, беспрестанный, причудливый, беззвучный, пренебрежение, непреодолимый, призвание, пригородный, пристроить, причина, престиж.

8) Выполнение упражнения №191 (учебник по русскому языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)

Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте части слов, в которых имеются пропуски.

1. Отряд туристов шёл по аллее (окончание е, 1 скл., П.п.), которая вела (корень ве, проверочное слово вёл) к реке.

2. Ребята остановились у обрывистого берега, положили (корень лож с чередующейся гласной о, т.к. нет суффикса а) свои рюкзаки (корень рюкзак, слово нужно запомнить), набрали сухих веток и разожгли костёр (корень костёр, непроверяемая гласная о).

3. Весело затрещали (корень трещ, проверочное слово треск) сучья, закипела (корень кип, слово нужно запомнить) вода в котелке (корень котел, проверочное слово котёл), и чай вскоре был готов (корень готов, слово нужно запомнить).

4. Котлеты (корень котлет, слово нужно запомнить) и чай с пирогами (корень пирог, слово нужно запомнить) на свежем (после шипящей без ударения в окончании пишется буква е, окончание ем) воздухе (окончание е, существительное 1 скл., П.п.) показались (корень каз, проверочное слово покажется) самой вкусной (корень вкус, непроизносимой согласной нет, проверочное слово - вкусен) пищей.

5. Все поблагодарили (корень дар, проверочное слово благодарность) девочек, которые приготовили (приставка при-, неясное значение, слово нужно запомнить) ужин.

Итог урока.

Домашнее задание. параграфы 24-35, упр. 187, 189