Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизирование знаний по теме: "Словообразование. Орфография";
- контроль и оценка ЗУН по теме: "Словообразование. Орфография";
- расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.
Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативности;
- привитие культуры общения;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник по русскому языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Рабочая тетрадь для 6 класса в 2-х частях редакцией Богдановой Г.А.
Ход урока
I. Организационный этап. Цели урока. Запись темы урока.
II. Изучение материала.
1) Устный опрос.
- Что изучает раздел науки о языке "Словообразование", с которым вы познакомились в 6 классе? (Словообразование - раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.)
- Из каких значимых частей состоит слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание).
2) Игра "Составь слово" (презентация)
Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части.
1) От глагола обговорить - приставку, от думать - корень, от глагола читать - суффикс глагола, от глагола петь - окончание.
Получилось слово: обдумать.
2) От глагола подбежать - приставку, от существительного пилка - корень, от возить -суффикс глагола, от строили - суффикс прошедшего времени, от страна - окончание.
Получилось слово: подпилила.
3) От прилагательного предутренний - приставку, от глагола поговорить - тоже приставку, от слова слагаемое - корень, от глагола решать - глагольный суффикс, от глагола писал - суффикс прошедшего времени, от собирала - окончание.
Получилось слово: предполагала.
4) Приставка та же, что в глаголе притаился; корень тот же, что в глаголе тащить; суффикс тот же, что в глаголе возить; суффикс прошедшего времени - как в глаголе строил; суффикс возвратности - как в глаголе носился.
Получилось слово: притащился.
3)Устный опрос.
- С какими видами орфограмм мы познакомились в разделе "Словообразование"? В корне? В приставке?
- По каким признакам вы различаете, когда в корнях с безударными гласными -лож- - -лаг-, -раст- - -ращ- - -рос-, -кос- - -кас-, -гор- - -гар-, -зор- - -зар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А? Перечислите корни с чередующимися гласными Е-И.
4) Проверка домашнего упражнения №182.
Набирать скорость, разгорается на востоке, приземляется с парашютом, растёт с приближением к Земле, коснуться Земли, преодолеть большое расстояние, температура за бортом самолёта, приободрить товарища, великолепно посадить, выскочить из кабины, превзойти мировой рекорд, приветствовать экипаж, рассказ лётчика-испытателя.
Задания:
1) Найдите в домашнем упражнении слова с этими орфограммами, объясните условия их выбора. (Разгорается, растёт, коснуться, выскочить, набирать.)
2) Найдите в домашнем упражнении слова с другими орфограммами в корне. Назовите орфограммы. (Проверяемые безударные гласные - посадить - посадит, мировой - мир. Непроверяемые безударные гласные - температура, великолепно, рекорд, экипаж. Буквы И, У, А после шипящих - с парашютом (искл.))
5) Работа с использованием перфокарты. Буквы о-а в корнях с чередующимися гласными.
растительный | водоросли | положение |
касаться | прикосновение | отрасль |
коснуться | выросла | отложить |
расти | слагать | расположение |
росток | предположить | располагаться |
разрослись | выращенный | прикасаться |
излагать | изложение | неприкосновенность |
сгореть | пригореть | угорелый |
Ростов | ростовщик | Ростислав |
зарница | заря | зарево |
6) Устный опрос.
- Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?
- Найти в домашнем упражнении слова с этими орфограммами, объяснить условия их выбора. (Приземляется, с приближением, преодолеть, приободрить, превзойти, приветствовать)
- С какой ещё орфограммой в приставке вы встретились в домашнем упражнении?
(Буквы з-с на конце приставки - расстояние, рассказ)
- Как определить, какую букву И или Ы нужно писать после приставок на согласную?
7) Выполнение упражнения № 116 в Рабочей тетради на печатной основе под редакцией Богдановой.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых ПРИ- является частью корня или значение приставки ПРИ- неясно.
Беспрерывный, беспризорник, приключение, беспредельный, примета, привередливый, президент, привилегии, президиум, приветствовать, преисполненный достоинств, бесприютный, препровождать, беспрерывный, беспрестанный, причудливый, беззвучный, пренебрежение, непреодолимый, призвание, пригородный, пристроить, причина, престиж.
8) Выполнение упражнения №191 (учебник по русскому языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)
Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте части слов, в которых имеются пропуски.
1. Отряд туристов шёл по аллее (окончание е, 1 скл., П.п.), которая вела (корень ве, проверочное слово вёл) к реке.
2. Ребята остановились у обрывистого берега, положили (корень лож с чередующейся гласной о, т.к. нет суффикса а) свои рюкзаки (корень рюкзак, слово нужно запомнить), набрали сухих веток и разожгли костёр (корень костёр, непроверяемая гласная о).
3. Весело затрещали (корень трещ, проверочное слово треск) сучья, закипела (корень кип, слово нужно запомнить) вода в котелке (корень котел, проверочное слово котёл), и чай вскоре был готов (корень готов, слово нужно запомнить).
4. Котлеты (корень котлет, слово нужно запомнить) и чай с пирогами (корень пирог, слово нужно запомнить) на свежем (после шипящей без ударения в окончании пишется буква е, окончание ем) воздухе (окончание е, существительное 1 скл., П.п.) показались (корень каз, проверочное слово покажется) самой вкусной (корень вкус, непроизносимой согласной нет, проверочное слово - вкусен) пищей.
5. Все поблагодарили (корень дар, проверочное слово благодарность) девочек, которые приготовили (приставка при-, неясное значение, слово нужно запомнить) ужин.
Итог урока.
Домашнее задание. параграфы 24-35, упр. 187, 189