Цель: Развитие связной письменной речи и творческих способностей младших школьников при написании изложения.
Задачи:
научить передавать содержание прочитанного,
научить точно употреблять слова и выражения,
расширить кругозор учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем писать изложение, а о ком, - вы узнаете, отгадав загадку.
Длинная шея, в стае живут,
Очень красивы, друг без друга умрут. (Лебеди)
Слайд с изображением лебедя.
- Что вам известно об этой птице?
- Видели ли вы её в природе?
- Какие произведения читали о ней?
3. Первичное знакомство с текстом.
(Текст читает учитель.)
Лебедь.
(По С.Аксакову.)
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.
4. Беседа по тексту.
- Что нового о лебеде вы узнали из текста? (Кроме того, что это красивая птица, лебедь сильная птица).
- Почему лебедя называют царём водяной птицы? (Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы).
- Когда лебедь может убить собаку? (Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей).
- Можно ли приручить лебедя? ( Да. Лебеди легко делаются ручными).
- Что в тексте сказано о ручных лебедях? (Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.)
- Как в народном творчестве отражена любовь к этой птице? (Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.)
5. Определение темы текста и его главной мысли.
Чтение текста учащимися.
- Какова тема текста? (Описание лебедя).
- Какая главная мысль? (Лебедь не только красивая птица, но и сильная птица, способная защитить своих птенцов).
6. Составление плана текста.
- Из скольки частей, на ваш взгляд, состоит текст? (Из четырёх).
- Как вы озаглавите первую часть? (Красота лебедя).
- Как озаглавите вторую часть? (Сила лебедя).
- Как озаглавите третью часть? (Ручные лебеди).
- Как озаглавите четвёртую часть? (Как русский народ относится к лебедям).
План:
- Красота лебедя.
- Сила лебедя.
- Ручные лебеди.
- Как русский народ относится к лебедям.
- Какую задачу ставил перед собой Аксаков при создании этого текста? (Описать красоту, силу, повадки лебедя.)
- Какой тип текста перед нами? (Описание.)
- Какие литературные приёмы использует автор при написании первой части? (Сравнение: белый, как снег; эпитеты: с гибкой и красивой шеей).
- Какие слова использовал автор, описывая силу лебедя? (ударом крыла может убить собаку).
- Как описывается жизнь ручных лебедей? (лебеди летом плавают в пруду, а зимой их переводят в тёплое место).
- Что едят птицы в неволе? (рыбу, хлеб, зерно).
- Какие ласковые слова употребил автор по отношению к лебедю в последней части? (лебёдушка, лебёдка).
7. Лексико-орфографическая подготовка:
А) объясните выражение "царь всей водяной птицы" (очень красивая и сильная птица).
Б) назовите родственные слова (лебедь, лебёдушка, лебёдка).
8. Повторное прочитывание текста учащимися про себя.
9. Пересказ текста мысленно (про себя) учащимися.
10. Написание изложения.
Перед написанием учитель обращает внимание на то, что все четыре части (абзаца) пишутся с красной строки.
11. Самопроверка.