Урок обучения грамоте по теме "Слог"

Разделы: Начальная школа


Характеристики урока

 Технологическая карта изучения темы

Цель темы Познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги
Планируемый результат Предметные умения УУД
сформировать понятие о слоге как о части слова;

уметь делить слово на слоги;

знать значение слога.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение слушать и слышать друг друга; умение работать в парах, в группах.

Основные понятия Предложение, слово, слог, звук
Межпредметные связи Музыка, окружающий мир, математика (способы деления целого на части)
Ресурсы: Азбука, с.38, лоток с гласными и согласными буквами, карточка-исследование, презентация, карточки-сигналы (зелёный, красный)
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

Этапы урока № слайда Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формирование УУД
1 этап. Организационный момент. Слайд № 1 Проверка рабочих мест. Подготовка рабочего места.

Читают стихотворение на экране.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте.

Мы продолжаем путешествие по миру знаний. Проверим, что уже знаем, ведь в храме знаний не первый день (обращаемся в храм знаний на постоянной доске - каждый урок ученики добавляется кирпичик новых знаний)

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку;

Личностные: чувство необходимости учения;

2 этап. Актуализация знаний.   Задаёт вопросы Устно отвечают на вопросы Учитель: - Из чего состоит наша речь?

- Как делятся предложения?

- На что делятся слова?

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

    Просит выполнить задание Вспоминают и рассказывают всё о звуках Учитель: - Расскажите всё о звуках.  
Работа в парах   Просит вспомнить правила работы в парах Вспоминают и формулируют правила работы в парах Учитель:- Какие правила работы в парах надо помнить?  
    Просит найти гласные буквы в лотке на столе

Хвалит за работу в парах и правильно выполненное задание

Ищут гласные буквы, кладут на стол, считают гласные.

Показывают гласную букву “И” и говорят о её предназначении в словах после гласных.

Учитель: - Найдите знаки гласных звуков – буквы в лоточках.

- Сколько гласных букв?

- О какой гласной нужно рассказать что – то важное? Покажите!

Молодцы! Вы дружно поработали в парах!

 
3 этап. Введение в тему.   Проводит игру “Назови звук” Читают на слайде загадки и выкладывают букву, которая обозначает первый звук в отгадке. Учитель: - Прочитайте загадку, назовите отгадку и положите букву, которая обозначает первый звук (буквы возьмите в лотке)  
Индивидуальная работа Слайд № 2 Показывает слайд с загадкой Читают, отгадывают загадку - С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 

  Слайд № 3 Показывает отгадку (собака) Кладут букву “С”  
  Слайд № 4 Показывает слайд с загадкой Читают, отгадывают загадку - Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
  Слайд № 5 Показывает отгадку (медведь) Кладут букву “М”  
  Слайд № 6 Показывает слайд с загадкой Читают, отгадывают загадку

 

 

- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
  Слайд № 7 Показывает отгадку (рысь) Кладут букву “Р”  
Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своих действий;

  Слайд № 8 Показывает слайд с загадкой Читают, отгадывают загадку - Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

  Слайд № 9 Показывает отгадку (норка) Кладут букву “Н”  
4 этап.

Постановка проблемы.

  Проверяет выполнение задания Взаимоконтроль. Учитель: - Назовите буквы, которые выложили? Сверьте с соседом.
  Слайд № 10 Просит сверить со слайдом Самоконтроль. С М Р Н
    Просит подумать над заданием для одноклассников Предлагают задания:

- дать характеристику буквам;

- разделить на группы;

- составить слова;

Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут!

Учитель: - Какое задание вы можете предложить одноклассникам?  
    Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее.   Учитель: - Какая проблема у вас возникла?

- Какой можно сделать вывод?

 
      Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв    
  Слайд № 11 Показывает слайд Читают вывод Вывод: Из согласных букв слово составить нельзя  
5 этап. Выход из проблемы.   Задаёт вопрос Обдумывают и отвечают Учитель: - Что нужно, чтобы составить слова?

- Какой делаем вывод? Проверьте!

 
  Слайд № 12 Показывает слайд Проговаривают вывод и проверяют, читая слайд Вывод: Для составления слова нужны гласные буквы  
6 этап. Физминутка про зайцев   Предлагает физминутку

 

 

 

Предлагает сесть за парту

Выполняют действия:

- имитируют игру на скрипочке;

- пляшут;

- стучат по столу и разбегаются, прячась под парты.

Усаживаются за парты

Учитель:

Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.

Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, да тили – ли.

А потом на барабане: бум, бум, бум, тра – та, та.

Сразу зайки разбежались по кустам, по кустам.

 
7 этап.

Введение в тему.

  Просит назначить ответственного в группе Учащиеся, используя считалку, называют ответственного Учитель: - Вам предстоит работа в группах, нужно назвать ответственного за группу. Коммуникативные:

входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

Составление слов из букв   Просит составить слова из букв Составляют слова из букв, сообщают ответственному у доски и он печатает слова Учитель: - Выложите все буквы и составьте слова, какие получатся, на парту, а ответственные будут их печатать на доску. (И А О Ы У Э С М Р Н)
  Слайд № 13 Просит прочитать слова, которые составили Читают слова Учитель: - Прочитайте слова.

Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама

- Как же их много получилось!

Коммуникативные:

следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

    Хвалит за хорошо выполненную работу   Учитель: - Молодцы! Личностные

стремления к успешности в учебной деятельности;

Деление слов на группы разными способами   Просит разделить на 2 группы Предлагают поделит на: длинные и короткие; в которых нельзя ставить ударение и в которых можно; с одной гласной и с двумя гласными; Учитель: - На какие 2 группы их можно разделить? Прочитайте! Познавательные

выполнять несложные логические действия (сравнение)

  Слайд

№ 14

Просит проверить правильность деления Читают и проверяют мир осы

он носы

мы мама

сыр норы

Личностные:

положительное отношение к уроку обучения грамоте;

    Просит понаблюдать за словами при произношении Произносят слова, отвечают на вопрос Учитель: - Посмотрите на слова и скажите, есть ли среди них такие, которые можно поделить на части по произношению?  
    Просит произнести и прохлопать Произносят и хлопают Учитель: - Давайте прочитаем ещё раз и прохлопаем.  
        Учитель: - Какие слова по произношению можем поделить на части?  
8 этап.

Выдвижение гипотезы и практическая проверка.

  Предлагает решить мини проблему Думают и выдвигают гипотезу:

- может в гласных?

- в первом столбике слова не делятся на части, а во втором делятся;

Учитель: - Почему не все поделили? В чём проблема? Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

    Предлагает назвать слово с тремя гласными и просит поделить на части Называют, проверяют и убеждаются, что слово делится на 3 части Учитель: - Назовите слово с тремя гласными, сколько будет частей? (прохлопать)  
    Предлагает разыграть

несколько ситуаций:

- на стадионе;

- на улице.

Разыгрывают ситуации:

- Шай – бу! Шай – бу!

- По - ли – на!

Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Стёпу и Женю в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать)  
    Просит ответить на вопрос   Учитель: - Сколько слышите частей в слове?  
    Просит назвать части по – другому. Называю части слогом Учитель: - А знаете ли как называют эти части?  
9 этап. Работа по теме урока.   Просит назвать тему урока Называют тему урока: “Слог” Учитель: - Как же звучит тема урока?  
  Слайд № 15 Демонстрирует слайд, просит обосновать название Читают слайд, обосновывают:

- слог – часть слова;

- из слогов составляют слова;

Учитель: - А почему учёные их так назвали?  
  Слайд № 16 Демонстрирует слайд Читают вывод Вывод: Слог – это часть слова.  
    Задаёт вопрос Предлагают посчитать количество гласных.

Делают предположение:

- сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: - Как определить количество слогов в слове?  
    Предлагает провести исследование Работают в парах: один считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывают в таблицу Учитель: - Проведём исследование в парах. Нужно взять в лотке карточку и провести исследование предположения. Один ученик считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывайте в таблицу.  
  Слайд № 17 Предлагает поделиться результатами и проверить Делают вывод, что предположение подтвердилось
слово гласные слоги
корова 3 3
гусь    
коза    
собака    
 
  Слайд № 18 Демонстрирует вывод Читают вывод Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов  
10 этап. Первичное закрепление.   Предлагает разделить в карточках слова на слоги вертикальной чертой и проверить наличие гласной буквы Делят слова на слоги, сами сверяют с образцом Учитель: - Разделите вертикальными чёрточками слова на слоги в своих карточках и проверьте по слайду:

ко|ро|ва

гусь

ко|за

со|ба|ка

Регулятивные: умение сверять свою деятельность на уроке с образцом
    Предлагает подумать над вопросом Предлагают ответы:

- чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв;

чтобы правильно переносить, когда научимся писать

Учитель: - Как вы думаете, зачем слова делить на слоги? Коммуникативные

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

    Предлагает проверить вывод в азбуке Читают и убеждаются в правильности вывода. Учитель: - Прочитайте вывод на странице 38 Познавательные

осуществлять поиск информации в учебных текстах

Работа с учебником   Предлагает выполнить задание в азбуке на с. 38 Читают и выполняют задание Учитель: - Прочитайте. Подчеркните только слова.

Ум ро Ми он мир мно Ни

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

      Читают слова и поясняют причину выбора:

- в них есть смысл;

- они имеют значение;

Учитель: - Докажите, что это слова? Коммуникативные:

проявлять интерес к общению на уроке;

Дополнение слогов до слов   Просит дополнить слоги до слов. Дополняют слоги до слов Учитель: - Дополните эти слоги до слов.  
    Просит объяснить Объясняют:

- написаны с большой буквы

Учитель: - Почему со слогами Ми, Ни составили имена?  
    Просит выполнить последнее задание Выполняют и делают вывод: со слогами можно играть; Учитель: - Выполните последнее задание.

- Какой можно сделать вывод?

 
11 этап.  Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Слайд № 19 Просит продолжить предложения:

- Я понял, что...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Мне захотелось...

- У меня получилось...

Продолжают предложения Учитель: - Продолжите предложения. Личностные:

Самооценка.

    Просит решить вопрос с кирпичиком знаний Показывают решение Учитель: - Можем ли мы прикрепить новый кирпичик в “Храм знаний”?

- если согласны, то показываем зелёный сигнал;

- если не согласны – красный.

 
  Слайд № 20 Демонстрирует слайд Читают слайд МОЛОДЦЫ!

Чтобы слоги посчитать.

Надо гласные узнать,

С каждой гласной связан слог

Вот и весь о них урок!

Личностные:

позитивная самооценка

      Прикрепляют кирпичик знаний в “Храм знаний” по обучению грамоте    

Приложение.

Используемые материалы.

  1. borovikova.ucoz.ru›load/uroki...urok...quot_slog...1...13
  2. urok.1sept.ru›articles/570614/
  3. urok.1sept.ru›articles/312248/
  4. google.ru/imghp
  5. testsoch.com›konspekt...uroka-po...v-1-klasse/
  6. revolution.allbest.ru›Педагогика›00277479_0.html
  7. nach.uroki.org.ua›Урок 7
  8. Журнал “Практика образования” №3/2008 год
  9. Г.Н.Белова, Обучение грамоте, 1 класс, поурочные планы, 2007 год
  10. А.Г.Ванцян, Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова, 2011 год