Внутрипредметная интеграция на уроке истории "Прощай, Древний Восток!"

Разделы: История и обществознание


Тип: повторительно-обобщающий

Цель: повторить историю Древнего Востока

Задачи: cистематизация знаний по темам : Древний Восток и Древний Казахстан; формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, анализировать, устанавливать логическую связь. На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали, чувство патриотизма.

Методы и приемы: решение познавательных задач, презентация карты, игра, составление отзыва об исторической личности, работа с лентой времени, "чистая доска", работа с документом.

Способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: историческая карта: "Древний Восток", оценочный лист учащегося, исторический документ, портреты выдающихся исторических деятелей древнего Востока, картины с изображением священных животных народов древнего Востока.

ФИ учащегося Задание "КЛАД"
Египет  
Индия  
Китай  
Междуречье  
Ответы на вопросы  
Оценка учителя  
Впечатление об уроке  

Вступительное слово учителя: Сегодня мы заканчиваем изучение истории древнего Востока Какие страны и народы мы относим к древнему Востоку? На каких материках они расположены (жили) ? Какие исторические личности жили в древности на Востоке? Какие сооружения были созданы народами на территории древнего Востока? Какие вы знаете исторические источники?

На сегодняшнем уроке мы будем искать, писать, создавать, познавать историю древнего Востока с помощью исторических источников. История раскрывает свои тайны только любознательным. Прилежным учащимся открыт путь в сокровищницу исторических знаний.

Задание "Клад"

В таблице, которая лежит перед учащимися, указаны страны древнего Востока. Учитель достает из глиняного горшка предметы под номерами. Учащиеся должны проставить номера напротив той страны, откуда вещь родом. № 1 бумага, № 2 шахматы, № 3папирус, № 4 хлопок, № 5 сахар, № 6 шелк, № 7 ноль, № 8 цифры (1,2 :.9), № 9 порох, № 10 глиняные таблички, № 11 папирус.

Игра: "Крестики-нолики"

Правила игры: Команда выбирает квадрат игрового поля (3*3) с заданием. В случае правильного ответа в клетках ставится "+" или "0". Если команда не дает правильного ответа, право хода переходит к соперникам. В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания (по горизонтали, вертикали или диагонали).

  1. Древние индийцы считали корову священным животным. Наряду с коровой они почитали слона. За что они обожествляли слона?
  2. При раскопках сакских и гуннских курганов археологи обнаружили три типа захоронений: 1) с богатыми вещами, 2)только личные вещи умершего, 3)Захоронение без вещей. Основываясь только на этих фактах дайте характеристику сакского и гуннского общества.
  3. Если бы мы побывали в гуннском обществе, то увидели людей с резаными шрамами на лице. Кому наносили эти шрамы? (Преступникам).
  4. Гунны были отличными скотоводами, однако при раскопках их поселений были найдены железные серпы, мельницы, зернотерки, ямы для хранения зерна. Сделайте три вывода из данной информации.
  5. Короли европейских государств отдавали своих детей на воспитание Аттиле. Почему они так поступали? (Высокий уровень военного искусства и строгая дисциплина).
  6. Как по цвету одежды определить положение человека в сакском обществе? (белый - жрецы; красный и желто-красный - воины; желтый , синий - скотоводы ).
  7. Китайский император, объединивший страну, приказал сжечь книги китайских мудрецов, а их самих живыми закопать в землю. Чего боялся император и его окружение.
  8. Один из законов Аттилы гласил: "Всякий, кто не владеет чувством юмора, будет предан ужасной казни". Почему?
  9. Найдите лишнее слово: города, кочевники, юрта, скот.

Задание: "На ошибках учимся"

Указать ошибки исторических деятелей, допущенные в данной ситуации.

1. Персидский царь Дарий приказал высечь море.

2. Сын сакской царицы Спаргапис, принял приглашение персидского царя. Начался пир, а утром его нашли мертвым.

Задание: "Из первых уст"

Прочитать исторический источник, выдвинуть свою версию

За многие века использования юрты выработаны ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и обстановки. Размеры юрты соответствовали росту человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы её обитателей, обеспечивает возможность хозяйственно-бытовой деятельности. Кочевая юрта представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с обстановкой 300-400 кг.- это грузоподъемность верблюда. Время, за которое её можно собрать и разобрать, в пределах часа. Юрта всегда ставится на открытом Солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. На всем протяжении Великой степи, занимаемом различными кочевыми народами, господствовал единый тип сборно-разборного войлочного жилища. Но в зависимости от географических условий, степной или лесостепной зоны жилище имело сферическую или коническую форму крыши. Подумайте и ответьте, почему?

Задание: "Пишем историю"

Написать 5 предложений об историческом деятеле из предложенного списка: фараон, император Китая, сакская царица, пастух Ширак, царевич Гаутама, вождь гуннов, царь персов.

Задание: Защита исторической карты.

Данное задание является опережающим. Учащиеся, разделенные на группы, изготовляют историческую карту из пластилина. Для этого на картоне изображаются границы страны, реки, горы , древние города, торговые пути. Затем в цветовой гамме, соответствующей цветам физической карты, наносится пластилин. Данная карта "оживляется" фигурками животных, растений, архитектурными сооружениями данной страны. Группа защищает свой проект, используя знания письменных источников (указы императоров, фараонов, стихи поэтов, рассказы путешественников).

Задание: "Чистая доска"

На доску прикрепляются пронумерованные листы с вопросами . Учащиеся называют номер листа и отвечают на вопрос. За правильный ответ - один балл.

  1. Медь, железо, олово, бронза. Что является лишним в этом перечне?
  2. В какой стране люди с рождения делились на касты?
  3. Для какой цели китайцы построили Великую Китайскую стену?
  4. Перечислите все известные материалы для письма в древности.
  5. В какой стране появилась первая мировая религия.
  6. Это единственное сооружение на Земле, которое можно видеть из космического корабля.
  7. Они первыми создали алфавит из 22 согласных букв.
  8. В этой стране были бамбуковые книги.
  9. Они первыми употребляли в пищу пельмени.
  10. В какой стране впервые люди научились изготовлять сахар?

Задание: "Занимательная экономика"

1.Финикийцы были прекрасными торговцами. Они изобрели алфавит. Как изобретение алфавита связано с торговлей?

2.Почему производство шелка в Китае считалось государственной тайной?

3. Хорошие дороги - это знак успешного развития страны. Какая дорога называлась в древности " царской"?

4. Как строительство Великой Китайской стены повлияло на экономическое развитие древнего Китая?

Рефлексия: учащиеся заполняют оценочный лист "Впечатления об уроке".

Домашнее задание: Написать эссе: "История начинается с Востока".