Цель: Определение звуковысотности и развитие психомоторики на данном звуковом материале.
Задачи:
- развитиезвуковысотного слуха; развитие динамического слуха; развитие певческого диапазона голоса; развитие координации речи, движения и музыки; развитие мимики и артикуляционной моторики; развитие слухового восприятия.
- развитие познавательных способностей, воображения, умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности.
Оборудование :иллюстрации осеннего леса, волка, медведя; доска с нотным станом, нотки - "капельки"; записи звуков природы - осенний лес, ветер, дождь, пение птиц, ручеек, вой волка; пальчиковая гуашь, ватман; попевки - "Тучка", "Птицы и птенчики", "Качели"; "Осенняя песня" П.И. Чайковского, магнитофон, синтезатор.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети входят в класс под музыку "Осенняя песня". Исполняется музыкальное приветствие.
2. Введение в тему занятия.
- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, какое сейчас время года (Осень).
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу.
ЛИСЬИМ ОГНЕННЫМ ХВОСТОМ
РАСПИСАЛАСЬ ОСЕНЬ В ТОМ,
ЧТО ПРИШЛА ЕЕ ПОРА,
ГОНИТ ЛЕТО СО ДВОРА.
3. Развитие координации движений, зрительно-пространственной ориентировки.
Музыкальное сопровождение "Звуки природы. Осенний лес".
- Проснулись, потянулись, пошли.
- Поднимаем поочередно руки вверх (вдох), вниз (выдох)
(Листопад, листочки падают)
- Руки подняты, наклоны вправо и влево.
(Ветер качает деревья).
- Наклоны вниз
(Подбираем листочки, и показываем, какие они красивые).
- Приседания
(Собираем листья и подбрасываем вверх).
- Подскоки
(Увидели лесную тропинку, побежали радостно)
- "Змейка"
(Стала тропинка извилистая и узкая).
- "Приставной шаг"
(Перегородил тропинку ручеек, идем по мостику)
МЫ ПО БРЕВНЫШКУ ШАГАЕМ
НОЖКУ К НОЖКЕ ПРИСТАВЛЯЕМ.
- Остановились, любуемся осенним лесом. Какими красками осень его раскрасила? (Красными, коричневыми, желтыми:)
- Как хорошо пахнет в лесу! Посмотрите на верхушки деревьев (вдох через нос). -Опустите голову. Сколько листвы под ногами! (выдох).
4. Слуховые упражнения.
- Осенний лес не только ярко разукрашен, но и наполнен звуками, определите их. (звучат звуки природы : ВЕТЕР, ДОЖДЬ, РУЧЕЕК, ПЕНИЕ ПТИЦ, вой волка).
- Давайте изобразим, как воет волк. Сначала далеко (тихо), а теперь близко (громко).
- Ребята, очень важно - не заблудиться в лесу, а для этого необходимо перекликаться со своими товарищами. Как вы это сделаете?
(Ау).
- Ваши переклички будут разноситься в лесу сначала громко, а потом тише и тише. Как называется такой звуковой эффект?
(Эхо).
Игровой момент.
Класс делится на три группы, которые перекликаются между собой.
Загадка.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Кто это?
(Медведь).
- Правильно. Это один из самых сильных и ловких лесных жителей. Недаром его называют хозяином леса.
5. Мимическая разминка.
- Раскрыть широко глаза (Увидели хозяина леса).
- Зажмурились (Страшно).
- Надуваем щеки (Хомячок запасается на зиму).
- Разминаем языком губы (Роем норки)
- Прикусываем кончик языка.
- Прикусываем губы (Закрыли норки на замок).
По каким признакам мы можем отличить осень от другого времени года? Что осенью происходит?
(Листопад, дождь, дует ветер, птицы улетают на юг).
6. Вокально-хоровая работа
- Давайте изобразим, как капает дождик.
(Сначала - тихо, затем - громко).
- Капли падают сверху - вниз. Значит, звуки будут, какие?
(Высокие и низкие).
Я вам предлагаю разучить песенку про тучку.
(разучиваем текст, прохлопываем ритмический рисунок, пропеваем мелодию, исполняем с ускорением темпа от 50 до 85).
- Если бы не дождик, то вы бы с удовольствием покачались на качелях, как летом. Как качаются на качелях?
Д. (Вверх - вниз).
Исполнение песни "Качели".
(В ходе вокально-хоровой работы уделяется внимание певческой осанке, пению на опоре, дикционной и интонационной точности).
- Я вижу, что вам очень нравиться качаться на качелях. Но пока мы играли и гуляли по осеннему лесу, перелетные птицы собрались в дальнюю дорогу. Представили, что мы - птицы и расскажем всем - как мы умеем летать.
(Учащиеся строятся в круг, берутся за руки)
МЫ ЛЕТАЕМ ВЫСОКО поднимают руки вверх МЫ ЛЕТАЕМ НИЗКО, приседают, руки вниз МЫ ЛЕТАЕМ ДАЛЕКО, становятся в широкий круг МЫ ЛЕТАЕМ БЛИЗКО. соединяются в центре круга руками.
- А ведь в птичьей стае есть большие и маленькие птицы.
Как вы думаете, какими звуками будут петь большие птицы?
(Низкими).
А маленькие?
(Высокими).
Исполняется попевка "Птицы и птенчики".
- Понравилось гулять по осеннему лесу?
1. Какие звуки вы услышали в лесу? (:::::.)
2. Как они звучали? (высоко - низко, тихо - громко)
3. Какими красками разукрашен осенний лес? (::..).
- А чтобы наша прогулка по осеннему лесу вам не забылась, предлагаю нарисовать все, что вы сегодня увидели и услышали на занятии.
Класс делится на три группы, каждая из которой рисует сою картину осеннего леса. Предлагаю использовать пальчиковую гуашь. В это время звучит музыка "Осенняя песня". По ее окончании с детьми пропевается музыкальное прощание.