Урок ритмики "Прогулка по осеннему лесу" (для диагностического класса школы-интерната V-го вида)

Разделы: Музыка


Цель: Определение звуковысотности и развитие психомоторики на данном звуковом материале.

Задачи:

  • развитиезвуковысотного слуха; развитие динамического слуха; развитие певческого диапазона голоса; развитие координации речи, движения и музыки; развитие мимики и артикуляционной моторики; развитие слухового восприятия.
  • развитие познавательных способностей, воображения, умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности.

Оборудование :иллюстрации осеннего леса, волка, медведя; доска с нотным станом, нотки - "капельки"; записи звуков природы - осенний лес, ветер, дождь, пение птиц, ручеек, вой волка; пальчиковая гуашь, ватман; попевки - "Тучка", "Птицы и птенчики", "Качели"; "Осенняя песня" П.И. Чайковского, магнитофон, синтезатор.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети входят в класс под музыку "Осенняя песня". Исполняется музыкальное приветствие.

2. Введение в тему занятия.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, какое сейчас время года (Осень).

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу.

ЛИСЬИМ ОГНЕННЫМ ХВОСТОМ
РАСПИСАЛАСЬ ОСЕНЬ В ТОМ,
ЧТО ПРИШЛА ЕЕ ПОРА,
ГОНИТ ЛЕТО СО ДВОРА.

3. Развитие координации движений, зрительно-пространственной ориентировки.

Музыкальное сопровождение "Звуки природы. Осенний лес".

- Проснулись, потянулись, пошли.

- Поднимаем поочередно руки вверх (вдох), вниз (выдох)

(Листопад, листочки падают)

- Руки подняты, наклоны вправо и влево.

(Ветер качает деревья).

- Наклоны вниз

(Подбираем листочки, и показываем, какие они красивые).

- Приседания

(Собираем листья и подбрасываем вверх).

- Подскоки

(Увидели лесную тропинку, побежали радостно)

- "Змейка"

(Стала тропинка извилистая и узкая).

- "Приставной шаг"

(Перегородил тропинку ручеек, идем по мостику)

МЫ ПО БРЕВНЫШКУ ШАГАЕМ
НОЖКУ К НОЖКЕ ПРИСТАВЛЯЕМ.

- Остановились, любуемся осенним лесом. Какими красками осень его раскрасила? (Красными, коричневыми, желтыми:)

- Как хорошо пахнет в лесу! Посмотрите на верхушки деревьев (вдох через нос). -Опустите голову. Сколько листвы под ногами! (выдох).

4. Слуховые упражнения.

- Осенний лес не только ярко разукрашен, но и наполнен звуками, определите их. (звучат звуки природы : ВЕТЕР, ДОЖДЬ, РУЧЕЕК, ПЕНИЕ ПТИЦ, вой волка).

- Давайте изобразим, как воет волк. Сначала далеко (тихо), а теперь близко (громко).

- Ребята, очень важно - не заблудиться в лесу, а для этого необходимо перекликаться со своими товарищами. Как вы это сделаете?

(Ау).

- Ваши переклички будут разноситься в лесу сначала громко, а потом тише и тише. Как называется такой звуковой эффект?

(Эхо).

Игровой момент.

Класс делится на три группы, которые перекликаются между собой.

Загадка.

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

Кто это?

(Медведь).

- Правильно. Это один из самых сильных и ловких лесных жителей. Недаром его называют хозяином леса.

5. Мимическая разминка.

- Раскрыть широко глаза (Увидели хозяина леса).

- Зажмурились (Страшно).

- Надуваем щеки (Хомячок запасается на зиму).

- Разминаем языком губы (Роем норки)

- Прикусываем кончик языка.

- Прикусываем губы (Закрыли норки на замок).

По каким признакам мы можем отличить осень от другого времени года? Что осенью происходит?

(Листопад, дождь, дует ветер, птицы улетают на юг).

6. Вокально-хоровая работа

- Давайте изобразим, как капает дождик.

(Сначала - тихо, затем - громко).

- Капли падают сверху - вниз. Значит, звуки будут, какие?

(Высокие и низкие).

Я вам предлагаю разучить песенку про тучку.

(разучиваем текст, прохлопываем ритмический рисунок, пропеваем мелодию, исполняем с ускорением темпа от 50 до 85).

- Если бы не дождик, то вы бы с удовольствием покачались на качелях, как летом. Как качаются на качелях?

Д. (Вверх - вниз).

Исполнение песни "Качели".

(В ходе вокально-хоровой работы уделяется внимание певческой осанке, пению на опоре, дикционной и интонационной точности).

- Я вижу, что вам очень нравиться качаться на качелях. Но пока мы играли и гуляли по осеннему лесу, перелетные птицы собрались в дальнюю дорогу. Представили, что мы - птицы и расскажем всем - как мы умеем летать.

(Учащиеся строятся в круг, берутся за руки)

МЫ ЛЕТАЕМ ВЫСОКО поднимают руки вверх
МЫ ЛЕТАЕМ НИЗКО, приседают, руки вниз
МЫ ЛЕТАЕМ ДАЛЕКО, становятся в широкий круг
МЫ ЛЕТАЕМ БЛИЗКО. соединяются в центре круга руками.

- А ведь в птичьей стае есть большие и маленькие птицы.

Как вы думаете, какими звуками будут петь большие птицы?

(Низкими).

А маленькие?

(Высокими).

Исполняется попевка "Птицы и птенчики".

- Понравилось гулять по осеннему лесу?

1. Какие звуки вы услышали в лесу? (:::::.)

2. Как они звучали? (высоко - низко, тихо - громко)

3. Какими красками разукрашен осенний лес? (::..).

- А чтобы наша прогулка по осеннему лесу вам не забылась, предлагаю нарисовать все, что вы сегодня увидели и услышали на занятии.

Класс делится на три группы, каждая из которой рисует сою картину осеннего леса. Предлагаю использовать пальчиковую гуашь. В это время звучит музыка "Осенняя песня". По ее окончании с детьми пропевается музыкальное прощание.