Цели
Образовательные:
- закрепить навыки дифференциации парных согласных на письме и на слух;
- обогащать активный словарный запас; развивать функции словообразования;
- расширить сведения о животном мире;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительный гнозис и мнезис;
- развивать мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку;
- совершенствовать слуховую память, внимание, вербально-логическое мышление;
- способствовать формированию длительных речевых высказываний обучающихся - логопатов;
- формировать навыки межличностного взаимодействия;
- корректировать эмоционально-волевую сферу;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
Оборудование:
- Мультимедийный видеопроектор, схема "болото", карточки с парными согласными, аудиозапись, шапочки с изображением животных.
Подготовительный этап
Дети заучивают научный текст и басню "Квартет" по ролям, объем и содержание текста подбирается с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников.
Тайга - самая большая по площади зона России. Располагается в северной влажной географической зоне. Хвойные деревья составляют там основу растительной жизни. Для этой зоны характерны болота.
Смешанный лес - Состоит их хвойных и лиственных лесов. Смешанные леса отличаются тёплым летом и холодной, долгой зимой. Это одна из наиболее распространённых климатических зон в России.
Крайний север - часть территории России, расположенная к северу от Полярного круга. Климат очень суровый. Территория Крайнего Севера - это тундра и лесотундра.
Саванна - регион с сухим климатом. Там растут травы, кустарники и деревья. Кустарники разрастаются в саваннах большими зарослями. Деревья в саванне низкорослые.
Степь - климат там очень жаркий и засушливый летом. Зима там всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, трескучими морозами.
Пустыня - природная зона с равнинной поверхностью, климат сухой, осадки редкие. Днем температура очень высокая, ночью температура гораздо ниже. В пустынях растут в основном колючие кустарники.
Ход занятия
I Организационный момент
Приветствие: дети стоят в кругу и приветствуют друг друга приветливыми словами (психолог).
Логопед: на доске написаны в определенной последовательности буквы, зачеркните каждую третью букву. Прочитайте, что получилось? ("Жизнь замечательных животных"). Молодцы. Это название сегодняшней темы занятия. Мы отправляемся в путешествие, где нас ждут приключения, встречи с разными животными, различные препятствия.
На нашем пути встретятся станции: <Рисунок 1>
- туристическая
- творческая
- интеллектуальная
(на экране появляется карта пути)
Закрепление изученного материала
А вот и первое препятствие на нашем пути. Топкое болото.
1-й вид работ - игра на внимание "Болото"
Психолог: ребята перед вами болото, эти клеточки являются либо кочкой, либо топью, вам нужно найти кочки и по ним преодолеть это болото. (На полу разлинованное поле из квадратов 4/4, у психолога схема этого поля, где обозначены "кочки", первый ребенок выбирает квадрат в первом ряду и встает на него, если это "кочка", то он имеет право сделать еще один шаг, так до того момента, пока он не "провалится" или пройдет болото. Остальные дети должны внимательно следить и запоминать, какие квадраты являются "кочками", подсказывать и разговаривать нельзя).
Логопед:Молодцы - вы справились с этим препятствием. Разместите буквы, найденные на кочках на доске. Что вы можете сказать? - (это парные согласные). Они в слове могут занимать разные позиции, частенько дети забывают проверить правильность их написания и вот в последней работе были допущены ошибки, что и вызвало необходимость повторить их правописание.
2-й вид работ - станция "Творческая"
Инсценировка басни Крылова И.А. "Квартет"
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
"Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь".
Психолог:
- ребята, что помешало животным сыграть мелодию?
- какая мораль этой басни?
3-й вид работ - станция "Интеллектуальная"
"Кто где живет?" <Рисунок 2>
На экране представлена таблица, где перечислены животные, их место обитания и предпочитаемая пища, задача детей соединить линиями животное, его место обитания и его пищу.
Затем дети рассказывают ранее заученный научный текст о характеристике мест обитания этих животных.
III Тренировочные упражнения
1-й вид работ. Игра "Узнай меня"
Инструкция психолога. Водящий загадывает какое-нибудь животное, задача детей - угадать кого он загадал. Задавая вопросы о его месте обитания, предпочитаемой пище, внешних характеристиках и т.д.
Примерные вопросы:
- Где это животное живет?
- Это хищник или травоядное животное?
- Какого оно размера?
- Какого оно окраса?
2-й вид работ "Вставь букву в слова"
На экране появляются слова с пропущенными буквами, задача детей, при помощи клавиатуры вставить нужную букву и объяснить свой выбор.
Ш - Ж
марты.ка
.ираф
ё.
Г - К
.ро.одил
вол.
ти.р
П - Б
ка.ан
зу.р
.уйвол
медве.ь
гепар.
кро.
IV Итоги занятия. Выводы
Дети делятся своими впечатлениями о занятии.
Прощание: Дети встают в круг, протягивают по очереди в центр правую руку ладонью вниз, складывая ладони одну на другую, затем также левую. На счет "три", поднимают руки и хлопают в ладоши.
Домашнее задание
Выделите и заштрихуйте животных из наложенных изображений.