Цель: проверить степень сформированности знаний о строении экосистем, умения объяснить влияние экологических факторов на организмы, взаимосвязи организма и окружающей среды, причины нарушений развития организмов, необходимости сохранения многообразия видов, выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.
Задачи:
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- сформировать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать экологическую культуру;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- формировать культуру общения на уроке, работу в группах, работу на компьютере.
Оборудование: проектор, компьютер, карандаши, фломастеры, презентации.
Девиз урока: «Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». (Антуан де Сент-Экзюпери)
ХОД УРОКА
Учитель: Я очень рада видеть вас
сегодня на уроке. Ничто так не улучшает
настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть
улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь
урок. Желаю вам удачи, успеха, вдохновения и новых
открытий.
Девиз урока: «Вы обитатели одной планеты,
пассажиры одного корабля». (Антуан де
Сент-Экзюпери)
Да, Земля наша поистине – корабль, который не
столь велик, как кажется. При нынешних скоростях
облететь Землю можно за полтора часа. Что
касается хрупкости, то здесь тоже нет
преувеличений. Над многими районами планеты
повисла угроза необратимых разрушений природных
условий, в результате беспорядочной
эксплуатации природных ресурсов, варварского и
бесконтрольного загрязнения окружающей среды.
Сегодня 20 % населения страны живет в зонах
экологического бедствия, а еще 35-40% – в
экологически неблагоприятных условиях.
И что же делать?
Экологическая озабоченность в нашей стране
стремительно нарастает, человечество волнуют
проблемы появления пустынь, кислотные дожди,
уменьшение запасов пресной воды. И сейчас
уместно вспомнить высказывание К. Маркса:
«Культура – если она развивается стихийно, а не
направляется сознательно…, оставляет после себя
пустыню».
А человек, живя на нашей планете довольно долго,
так и не научился относиться к природе
«культурно».
Трехимический прогресс обострил проблему
взаимоотношения человека с природой. Острота
этой проблемы вызвала необратимые истощения
природных ресурсов, изменение атмосферы,
сокращение земельного фонда, возможностью
гибели флоры и фауны, повышенной
радиоактивностью и, как следствие всего этого,
ухудшение здоровья человека и уменьшение
продолжительности его жизни.
Наша пресс-конференция будет проходить в 3 этапа:
1. Лидеры блоков изложат свои доводы о состоянии воздуха, почв и вод.
Слово предоставляется лидеру блока «Безоблачное небо»
Лидер 1 представляет Презентацию 2 «Охрана атмосферного воздуха»
Учитель: Загрязнение атмосферы, в
частности накопление СО?, грозит опасными
переменами в климате. А это значит, что
засушливые зоны станут еще суше, сохранятся
лесные массивы, таяние льдов приведет к
появлению гигантских айсбергов в Атлантике. Это
окажет пагубное влияние не только на животный и
растительный мир, но и на здоровье человека.
Попадание в атмосферу ядовитых газов, разрушение
озонового слоя – все это вызывает мутации в
организме человека и приводит к гибели.
А теперь со своей предвыборной платформой
выступит лидер блока «голубая вода».
Лидер 2 представляет Презентацию 3 «Проблема малых рек в Белгородской области»
Учитель: Состояние вод напрямую связано с другой проблемой – опустыниванием. Катастрофическое понижение уровня Аральского моря привело к образованию пустынных участков, то есть сформировалась новая рукотворная пустыня «Аралкум». И, наконец, свой вариант дальнейшей охраны окружающей среды представляет лидер блока «Плодородная почва».
Лидер 3 представляет Презентацию 4 «Охрана почв»
Учитель: А теперь, дорогие избиратели, вы должны в течение 1 минуты выразить свою поддержку одному из блоков. Пожалуйста, голосуем.
2 этап называется конкурс плакатов. Порой, не всегда можно убедить словами, а помогает творческий подход к любому делу. Необходимо представить и защитить свой плакат.
Защита плакатов
Снова свое отношение к блокам выражают избиратели. Голосуем, чей плакат лучше.
3 этап звучит так – Письмо потомкам. Начинаться оно будет так: « Нам удалось сберечь планету для Вас…» Чтобы вы дальше написали?
Зачитывание писем
Просим избирателей проголосовать и подвести итоги трех этапов.
Заключение: Деятельность человека
достигла глобальных масштабов, и теперь она
может оставаться безумной. Тактика и стратегия
хозяйственной деятельности сейчас просто не
должна существовать без строго научного
обоснованного экологического подхода. И поэтому
на первый план выступает проблема экологической
грамотности и экологической культуры человека.
Возвращаясь к девизу урока, хочется сказать, что,
действительно, только экологически грамотный
культурный человек может понять всю глубину
нынешнего вопроса, правильно принять решение и
тогда уже точно найдется всем место в корабле по
имени Земля.
И здесь уместно еще раз обратится к древним
мыслителям за мудрым советом : «Рассчитываешь на
год – сажай рис, рассчитываешь десять лет –
сажай деревья, рассчитываешь на сто лет –
просвещай людей».
(Китайский мыслитель Гуан Цзы)
Домашнее задание:
«5» – рассказ, очерк, эссе, стихотворение на
тему «За экологическую чистоту планеты».
«4» – проект «Планета Земля через 1000 лет».
«3» – рисунок «Земля – наш общий дом».