Виртуальное путешествие по центрам народных промыслов Центральной России. 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (53 МБ)


Цели:

1) образовательные - учить художественному видению окружающего мира; знакомить с народными промыслами Центральной России; расширять кругозор;

2) развивающие - развивать у учащихся творческое начало, чувство патриотизма и любовь к родному краю;

3) воспитательные – воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: для оформления кабинета – предметы народных промыслов(платки, гжельская керамика, деревянные ложки, лапти, различные вышивки, половички, народные костюмы, матрёшки, палехские изделия, жостовские подносы, полотенца.

Для учащихся: листочки с таблицей.

Подготовительный этап:

  1. Учитель дал опережающее задание трём группам по 3 ученика, готовившим сообщение по регионам. Сообщение в виде презентации готовила каждая группа. Презентации готовятся под руководством учителя.
  2. Подготовка одного ученика – игра на ложках.
  3. Оформление класса.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Cлайд 1)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того чтобы полюбить, нужно всё это видеть и знать. Мы не ценим и не бережём то, чего не знаем. Россия со времён Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1821 г., была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения . Она определяла уклад его жизни, занятия. Под её влиянием сложились культура и традиции русского народа, выраженные в народных промыслах.

Сегодня на уроке мы с вами совершим виртуальное путешествие по городам народных промыслов Центральной России (слайд 2). Цель нашего путешествия – познакомиться с разнообразием народных промыслов Центральной России, (слайд 3) Московской области, нашего Раменского района. В этом нам помогут ребята, которые подготовили сообщения. Обратите внимание, у вас на столе лежит листочек, на котором нарисована таблица, вы слушаете сообщение и заполняете её. Дома готовитесь по таблице.

Название промысла География Центр Изделия Их особенности
1.

2.

       

2. Выступление ученицы: “Этапы развития народных промыслов”.

3. Выступление группы учеников, подготовивших сообщения, которые сопровождаются презентацией: Центральная Россия; Московская область; Раменский район; с. Чулково.

4. Работа с картой. Отгадывание загадок.

5. Самостоятельная работа учащихся по карточке.

Подведение итогов урока.

Учитель задаёт несколько вопросов по сообщениям, учащиеся отвечают, опираясь на таблицу.

Ученица: Народные - художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и областью народного творчества.

Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытно - общинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, посуду, одежду, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели ещё и магическое, культурное назначение.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла, ковка, литьё, чеканка.

Вторым по времени зарождения ремеслом явилось гончарство. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода. В 15-17 веках в различных уголках России на основе народных ремёсел возникают кустарные промыслы.

В 1960 году решением правительства, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты.

В целях сохранения народных, художественных промыслов в 1990 году была создана “Ассоциация - Народные художественные промыслы России”.

 Знакомство с народными промыслами Центральной России мы начнем с золотой хохломы.

1. Хохломское искусство. (Cлайд 4)

Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области (слайд 5) — является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Усоры в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое распространение благодаря мастерам - старообрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома - название

Большого (слайд 6) торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название — хохломской росписи (слайд 7). Изделия эти очень популярны и известны во всем мире. (Cлайд 8)

“Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!”

Ученик рассказывает и показывает:

Хохломской росписью (слайд 9) расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие-братчина (слайд 10). Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора им подавались щи и каша в особой посуде называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре

Хохломские изделия (Cлайды 11, 12) считались хорошим подарком.

В больших количествах изготовляли ложки (слайд 13). Ложка у каждого была своя. Ложки использовались не только в качестве подарков, но и как музыкальные инструменты.

Играют ложкари (учащиеся заранее подготовленные).

- Что писали художники на изделиях? (Cлайд 14)

Ученица: Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину.

- Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Ученица: Растительный орнамент. Самый любимый и стародавний — травка, травяной орнамент. И пишется он красным и черным.

- Какие называются самые затейные узоры?

 Ученица: Кудрины, травки превращаются в крупные кудри — завитки (слайд 15). Они всегда золотые. Существует такая легенда: “ Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок -умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой”.

- Какие значения имеют цвета: красный, золотой, черный?

Ученица: Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой — свет, солнце; черный — торжественность.

2. Городецкая роспись.

В 30 км. От Хохломы (слайд 16). в селе Городец тоже делали изделия. (Cлайд 17) Городецкая роспись-холодная. Изображения на деревянной (слайд 18) основе сохраняют в основном плоскостной характер, (слайд 19) как правило расписаны растительными узорами (слайд 20). Рисунок в основном-сюжетные картины “мещанского быта” (слайды 21, 22).

3. Дымковская игрушка.

Глиняные, расписные игрушки делали в слободе Дымково (слайд 23), что на реке Вятке, и продавали на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ (слайд 24). Все посетители ярмарки считали своим долгом посвистеть с свистульки.

Дымковские игрушки очень разнообразны(слайд 25) - здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, (слайд 26) няньки с детьми, расписные птицы...

“В Дымково любили песни, пляски, (слайд 27)
В селе рождались чудо — сказки,
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право”.

4. Тверская игрушка.

Это изделия мастеров из Тверской области (слайд 28), а точнее из Торжка. Эти игрушки из глины (слайд 29) узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, медведи и другие игрушки — свистульки, покрытые ярким рельефным украшением в виде чешуек и оборочек.

5. Тульская игрушка.

Основной тип изделий – свистульки (слайд 31). Для них характерны вытянутые пропорции, (слайд 32) на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

6. Сказочный мир Палеха. (Cлайд 33)

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные живописью. В селе Палех Ивановской области (слайд 34) это уникальное искусство появилось в 1924 г., на основе древних традиций иконописания. Два косогора усеянных избушками, между ними полусонная речушка Полешка — вот и все знаменитое еще с 17 в. Село Палех.

Икона палехского письма изумительно нарядна. (Cлайд 35)

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью...
Русские, иконные края...
Палеха несломленные крылья!

Сколько здесь оставлено сердец, сколько тут написано шкатулок

…Да и сам-то Палех, как ларец — первозданен, искренен и хрупок.

В Палехе (слайд 36) расписывали брошки, пудреницы, пасхальные яйца...

Художники пишут (слайд 37) палехские миниатюры яичной темперой, как иконы.

Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой, затем содержимое смешивают с пигментами. Пишут только свежей темперой. Художники сами вяжут тончайшие кисти из беличьего волоса, чтобы острие кисточки не ломалось, на них надевают “саночки”-трубочки из утиных перьев. Завершают живопись росписью “золотом” и “серебром”.

Народные промыслы Московской области

На территории Московской области (слайд 38) в городе Сергеев Посад делают игрушки-матрешки. Этот японский образец пришелся по вкусу русскому народу. (Cлайд 39) Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол избражали детей разных возрастов. Первые матрешки (слайд 40) стояли дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Русские матрешки в основном изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках. (Cлайд 41). Имя Матрёна было тогда широко распространённым. Отсюда и пошло название “Матрёшки”.В 1913 году была (слайд 42) выточена 48-ми местная матрешка.

Жостово. (Cлайд 43)

История жостовского промысла восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий (слайд 44) из папье-маше: табакерки, кошельки, подносы разной формы, коробочки. В середине 19 века папье-маше заменило железо, железные подносы вытеснили другие изделия, а ремесло (слайд 45) обрело статус уникального вида русского народного искусства.

 Павловский Посад. (Cлайд 46)

Павловский посад расположен на востоке московской области. Это центр текстильной промышенности. Набивные, (слайд 47) шерстяные платки, украшенные традиционным красочным орнаментом. Этот промысел возник в 1860-1880 гг. (слайд 48). В декорировке павловских платков (слайд 49) преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды.

Высоковск. (Cлайды 50)

На Новый год мы все наряжаем ёлку (слайд 51), для этого покупаем ёлочные украшения и игрушки. (слайд 52) Высоковск-это город, в котором их делают.

Гжель.

Гжель (слайд 53) … Издревле под этим названием подразумевается местность, (слайд 54) расположенная на юго-востоке Московской области Раменского района (слайд 55), включающая несколько десятков деревень и сёл, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населенияи дала название региону (слайд 56). Керамическое производство (слайд 57) появилось на Гжельской земле в 4 в.до н.э. Гжель был (слайд 58) поставщиком Царёва Двора. Гжель-это вазы, (слайд 59) статуэтки, игрушки, изделия-интерьера: камины. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели есть собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. (Cлайд 60) Роспись производитьтся кобальтом, который в ходе технологическогог процесса приобретает характерный синий цвет.

Пос. Чулково. (Cлайд 61)

В деревнях Чулковского округа население занималось вышивкой - одним из распространённым видом искусства., а также ткачеством. В крестьянской семье бережно относились к вещам. За старшими детьми одежду донашивали младшие, но и когда одежда становилась совершенно ветхой её не выбрасывали, а разрезали на полоски, если нужно красили, и ткали или вязали половички.

7. Работа по карте. (Cлайд 62)

Назовите центры народных промыслов и что они изготавливают.

(Слайд 63) А теперь отгадай загадки:

Учитель показывает поделку, а учащиеся должны показать город на карте.

(Гжельское изделие, жостовский поднос, палехская шкатулка, росписная ложка, половичок. новогоднюю игрушку….)

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Закончите предложение.

  1. Один из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области - является … .
  2. Глиняные, расписные игрушки делали в слободе … что на реке Вятке.
  3. Художники пишу т … яичной темперой.
  4. . Город сергеев посад славиться производством … .
  5. … - это вазы, статуэтки, расписанные синими и голубыми узорами.
  6. Традиционная … . Игрушка - это свистульки.

Подведение итога урока.