Урок математики по теме "Деление на трехзначное число". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся.

Задачи урока.

Дидактические:

  1. Продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умение решать задачи на движение, сложные выражения и простые уравнения.
  2. Закреплять умение сравнивать величины, работать с геометрическим материалом.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь учащихся.
  2. Способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.
  2. Развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя математические понятия.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства и материалы.

Для учителя:

  • учебник “Математика” В.Н.Рудницкая 4-й класс;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Для учащихся:

  • учебник “Математика” В.Н.Рудницкая 4-й класс;
  • рабочая тетрадь №2 В.Н.Рудницкая;
  • индивидуальные памятки;
  • карточки;
  • линейка;
  • карандаш.

Структура и основные этапы урока. (45 мин.)

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. 1 мин.

2. Целеполагание и мотивация. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми. 1 мин.

3. Актуализация знаний (устный счет). 10 мин.

4. Закрепление изученного материала 24 мин.

5. Релаксация (Физкультминутка). 3 мин.

6. Итог урока. 3 мин.

7. Рефлексия. 3 мин.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Психолого-педагогический комментарий
1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (визуальная)

Приветствие, установка на успешную работу.

- Я всех приветствую в нашем уютном классе.

- Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь.

Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Только с хорошим настроением можно успешно учиться и трудиться.

Эмоциональный настрой

1 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносят девиз урока.

- Наш девиз:

1. Я думаю!
2. Ты думаешь!
3. Мы думаем!

Развиваю навыки рациональной организации труда.

 

Мобилизую внимание учащихся.

Создаю положительный эмоциональный настрой на работу.

2. Целеполагание и мотивация.

- Урок, ребята, очень важный.

Сегодня на уроке, мы отправимся в путешествие по стране “Математика”. Вспомним все, что изучили в начальной школе.

3 слайд

- Обратите внимание на карту этой страны. Вы видите, как она красива и сколько на ней различных городов Смекалка, Математических выражений, побываем на реке Отдыхай-ка. Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Для чего нам это нужно?

2 слайд

Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
И прекрасна и сильна
Математика – страна!

 

 

Размышляют.

Ставят цели урока.

Высказывание детей по проблемному вопросу.

 

 

Раскрываю значимость предстоящей работы.

 

Мотивирую на активную познавательную деятельность.

Включаю частично-поисковый метод.

3. Актуализация знаний. 4 слайд

Приготовимся в путешествие. Разминка для глаз. (Просчитать от 1 до 9) молча.

- А путешествие начнем из города Смекалка, здесь мы проявим сообразительность и внимательность.

5 слайд 1-ый этап

1. 87432: 2 х (77- 77) х (456-56:2)= 200

Верна ли запись.

(Нет, так как один из множителей равен нулю)

2-ой этап. Есть крылатое выражение “Новое – хорошо забытое старое”. Но в стране математике правило “Не всё забытое - старое”

6-7 слайд

2. В 20 столетии был такой год, что если его записать цифрами на листе бумаги, а затем этот лист, перевернуть вверх ногами то число на бумаге покажет тот же самый год. Назовите этот год.

3-ий этап “Головоломка”

8-9 слайд

3. Посмотрите на чертеж и скажите, какие фигуры изображены? Сколько треугольников?

Молодцы, ребята. Вот немного и размялись, а математика не только строгая наука, но и благодарная. На нашей дорожке распустился красивый цветок, потому что вы быстро, правильно справились с предложенной работой этого математического города.

4-ый этап “Дружная пара”

4. Закрепление изученного материала.

Дальше по карте город “Математических выражений”.

Одному всегда путешествовать скучно, а вдвоем интересно. Следующее задание выполняем в парах.

10 слайд

1. Перед вами три математических выражения, вы выберите то выражение, которое вам по силам.

1818: (364+242) = 3

329- (36820+38620):230 = 1

(703х45+365):160-198 = 2

11-13 слайд

Ребята, кто выбрал первое выражение, проверьте результат. (второе, третье)

Молодцы, очень хорошо.

У города “Математических выражений” тоже распустилась красивая ромашка за вашу прекрасную работу.

Релаксация для глаз. 14 слайд

А впереди на нашем пути речка с необыкновенным названием “Отдыхай-ка” - значит пришло время отдохнуть. Внимание на экран.

А мы на месте не стоим, дальше бежим.

15-16 слайд 5-ый этап “Давай подумаем!”

2. И нас встречает город “Задач”.

Прежде чем приступить к выполнению задания из этого города, давайте вспомним, с какими типами задач на движение мы с вами познакомились в 4-м классе.

Молодцы, ребята. Вам сейчас предстоит определить тип задачи и конечно решить её.

Открываем учебник на странице 72 № 282. Анализ задачи.

Самостоятельная работа.

Проверка по ключу.

Поднимите сигнальные карточки у кого все верно. Молодцы. А у вас уже появилась следующая ромашка за хорошую работу.

17-18 слайд

3.А теперь посмотрите на карту, нам нужно покорить необычные горы “Величин”. У каждого из вас тетрадь № 2 откройте с.49, №139. Сравните величины. Проверка по ключу.

Покажите сигнал у кого все верно. Молодцы. А у вас уже появилась следующая ромашка за хорошую работу.

19 слайд

4. Продолжаем наш путь, следующая остановка это “Великие геометрические Озера”

Здесь нам понадобится линейка и карандаш. Работа в тетради с.45 № 130.

20-21 слайд

А теперь нам главное сосредоточится, на нашем пути долина “Уравнений”.

А здесь нам предстоит работа в группах. Решите 4 уравнения. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой.

  1. 86 + b = 109
  2. 250 – y = 7
  3. x – 9 = 999
  4. n : 10 = 10

Молодцы ребята с этим заданием тоже справились быстро и верно. И в этой безжизненной долине распустилась ромашка.

Молодцы, ребята, быстро прошло наше путешествие. Посмотрите сколько цветов распустилось. А что внутри?

(На обратной стороне у каждого цветка слог)

Счаст-ли-во-го пу-ти

Итог урока.

Ребята, почему нам желают “счастливого пути”, если наше путешествие подошло к концу.

- Правильно. А для чего нам вообще идти дальше, изучать математику. Пригодится ли она в жизни? Где мы встречаем знания математики?

23 слайд

Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе: выбрать билет

Рефлексия.

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением. Обведите пословицу или поговорку:

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел – сделал.

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

- Спасибо за урок!

 

Счет в прямом и обратном порядке от 1 до 9.

 

 

Девиз в этом городе: “Смекай, считай, отгадывай”.

 

Логически рассуждают.

Отвечают.

 

 

 

Правило “Не всё забытое -старое”.

 

 

1961

 

 

 

 

 

 

 

 

Многоугольники: четырехугольники, пятиугольники, квадрат, треугольники, отрезки.

14 треугольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах самостоятельно.

 

 

Выбирают по своим возможностям. Работают самостоятельно.

 

 

Проверяют.

Взаимооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения глазами по направлению рисунков

 

 

Вспоминают типы задач на движение.

- простые задачи на движение,

- задачи на встречное движение,

- задачи на движение в одном направлении

- задачи на противоположное движение.

Активно участвуют в анализе и синтезе задачи.

Доказывают правильность решения.

Решение задачи у доски.

 

Решают по тетрадям.

Взаимопроверка.

Взаимооценка.

 

 

 

Поднимают сигналы обратной связи.

 

 

 

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

 

 

Работают в группах. Выполняют проверку.

Обобщают.

 

 

 

  1. b = 23
  2. y = 243
  3. x = 1008
  4. n = 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нам желают счастливого пути по “Стране Математика”, т.к. эта страна очень большая, еще очень много всего интересного встретится нам впереди.

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Развиваю учебную деятельность, мотивирую детей на работу с устными вычислениями.

 

Развиваю операционный компонент учебной деятельности память, логическое мышление.

Развиваю наблюдательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиваю объем внимания детей.

Мотивирую.

Развиваю коммуникабельные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование Вычислительных навыков.

Дифференцированная работа по степени сложности. Учу адекватной самооценке.

 

 

 

 

 

Создаю ситуацию успеха.

Релаксация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учу выделять данные и искомые, устанавливать связь между величинами: скорость, время, расстояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использую обратную связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитываю коммуникативные отношения.

Развиваю регулирующий компонент учебной деятельности

- взаимоконтроль.

Мотивация.

Учу мыслить. Использую частично-поисковый метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даю возможность высказать свою точку зрения.

Развиваю внимание детей.

Создаю ситуацию успеха.

 

 

 

Нацеливаю на поисковую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Учу анализировать проделанную работу, делать прогноз.

Самоанализ урока

Данный урок четвертый по теме “Деление на трехзначное число”.

На данном уроке используется технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний. При планировании учтены уровень знаний подготовленности класса в целом и индивидуальные особенности учащихся.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Считаю, что урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленным задачам и способствуют закреплению, повторению и систематизации знаний, повышению уровня развития познавательной мотивации.

На уроке развивается:

  • умственная активность ребят,
  • речь учащихся;
  • общеинтеллектуальные умения и навыки (приёмы анализа, синтеза классификации, сравнения обобщения);
  • общеучебные умения и навыки (умение решать поставленную задачу, умение работать с книгой, умение работать самостоятельно, умение слушать учителя и одноклассников);
  • психофизические функции (внимание, память, мышление, воображение).

Исходя из разноуровневой модели класса на уроке, использована дифференциация по степени сложности, по характеру помощи со стороны учителя при отработке умения решать текстовые задачи на движение. Тем самым дети чувствуют себя на уроке спокойно, уверенно, с интересом приступают к выполнению заданий.

После выполнения каждого задания идет самопроверка и самоконтроль с использованием компьютера и средств обратной связи.

Для привлечения внимания использовала яркую наглядность, мультимедийную презентацию, применяла высокий темп урока и смену видов деятельности.

Положительные результаты урока обеспечили:

  • смена одного вида деятельности другим (устная, письменная, самостоятельная работа);
  • использование различных форм работы (индивидуальная, фронтальная работа, групповая и работа в парах);
  • методы ведения урока, способствующие продуктивной деятельности учащихся;
  • рациональное распределение времени на уроке;
  • оборудование урока;
  • соблюдение гигиенических требований к уроку;
  • готовность учителя и учеников помочь друг другу, обстановка на уроке, способствующие активизации умственной деятельности;
  • поощрение детей за работу;
  • своевременное проведение физкультминутки на релаксацию для снятия усталости.

Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.