Образовательная программа “Школа 2100” является развивающей и направлена не только на развитие интеллекта, но и на совершенствование внутренней культуры человека. Ее главная задача – целостное развитие личности ученика, обогащение его нравственными представлениями и понятиями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения, которые вводят учеников в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формируют личность. Одним из таких уроков является урок по теме: “Считалка”.
Среди детей в наши дни СЧИТАЛКА в большем почете, чем другие формы фольклора. Считалки – это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Благодаря считалкам воспитываются и воля, и благородство, и доброта, и честность.
Цели урока:
- Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме, как основе искусства;
- Учить овладевать умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, реализуя личностные особенности учащихся через восприятие и осознание ими народного творчества;
- Развивать творческий потенциал детей, интеллект, речь;
- Воспитывать уважение к наследию русского народа.
Ход урока
l . Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: “Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собрались мы здесь сегодня не на пир честной, а на беседу добрую, интересную да складную. И чтоб был у нас мир да согласие, игра, задор, да учение. Хочу всем пожелать активного участия в предстоящей работе”
II. Актуализация опорных знаний.
Вспомните, какие вы знаете жанры устного народного творчества?
Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?
а) “Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки”. Это загадка.
б) “Проворонила ворона вороненка”. Это скороговорка.
в) “Нет друга – ищи, а нашел – береги”. Это пословица.
г) “Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом”. Это потешка.
д) “Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:
– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.
– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… Это сказка.
е) “Жили-были три чертенка
и два маленьких котенка.
Им велели дружно жить,
А тебе идти водить!” Это считалка.
Работа с выставкой книг.
(На выставке представлены книги с произведениями устного народного творчества и книжки-малышки, составленные учащимися.)
Учитель: Что объединяет все эти произведения?
– Это произведения устного народного творчества.
Установление функциональной зависимости.
Установите соответствие между жанрами устного народного творчества и их признаками.
Беседа.
Вспомните и объясните, почему народное творчество называют устным?
– Произведения передаются из уст в уста.
Почему эти устные произведения называются народными?
– Сочинил автор, а, передавая из уст в уста, каждый следующий мог стать “соавтором”, что-то изменить, добавить…
Почему эти произведения эти произведения называют ТВОРЧЕСТВОМ?
– Кто-то сочинил, придумал, создал, сотворил. Так и говорят “творец, творцы”. Но можно это еще назвать ИСКУССТВОМ. Как вы понимаете это слово?
– Искусный, т. е. умелый. Человек, хорошо знающий свое дело.
А искусство – умение, мастерство, знание дела. И тогда можно говорить, что искусство – это любая искусно выполненная работа.
Работа с выставкой народного творчества.
Во все времена высоко ценили произведения народного искусства, так как они передают народные традиции из поколения в поколение.
Рассмотрите внимательно предметы, представленные на выставке (вазы, рушники, салфетки, вышивки и т. д.) и скажите, чем украшены предметы?
– Орнаментом (т. е. повторением рисунка).
Практическая работа (составление орнамента).
Попробуйте изобразить несложный орнамент из геометрических фигур.
Как называется чередование в определенном порядке?
– Ритм.
Как вы думаете, а если убрать одну из фигур, нарушится ли ритм?
– Да, ритм нарушится, порядка не будет.
Вот в чем сереет красоты народного творчества.
А как вы думаете, есть ли ритм в музыке?
Прослушивание русской народной песни “Коробейники”.
Повторяются ли в песне ритмы в определенном порядке?
– Да, в музыке чередуются долгие и короткие музыкальные звуки.
Физминутка (под музыку русской народной песни “Коробейники”)
Понаблюдаем, есть ли ритм в танце. Наш танец будет состоять из двух несложных движений.
Раз – хлопок в ладоши;два – притоптывание ногой.
Вывод: секрет красоты произведений народного творчества заключается в ритме. Ритм мы наблюдаем ив песне, и в танце, и в небольших рифмованных стишках.
III. Постановка темы и цели.
Скажите, с чего начинается любая игра?
Конечно же с веселого стихотворения– считалки. Совершая путешествие по Стране Считалок, вы узнаете ее происхождение, научитесь правильно произносить ее, сочинять считалки, применять их в игре.
lV. Изучение нового материала
1. Объяснение.
Ведущим уровнем любой считалки является ритм, ритмический рисунок, чередование ударных и безударных слогов.
Например: (на доске картинка)
“Аты-баты /-/-
Шли солдаты. /-/-
Аты-баты /-/-
На базар. /-/-
Аты-баты /-/-
Что купили? /-/-
Аты –баты /-/-
Самовар…” /-/-
(Учащиеся хором читают считалку с простукиванием ритма)
2. Знакомство со считалкой, как жанром.
(На доске изображена схема считалки. Правая часть закрыта. Открывается постепенно)
Жанр | Считалка |
Задача жанра | Распределение ролей |
Картина жизни | Понятна, непонятна |
Звуковой рисунок | Повтор звуков |
Ритмический рисунок | Стихотворный повтор ударных слогов |
Рифма | Может быть |
Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалки можно назвать и по другому: например, счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки, ворожитки. Детские считалки произошли от древних форм гаданий. У считалки две главные особенности: во-первых, в основе большинства из них лежит счет, а во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Со счетом людей связана целая группа понятий и представлений. В старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек несчастливым числом мог погубить все дело. Таково было назначение древнего пересчета. Эта его функция осталась и в детских играх. Простейшей формой считалок и самой древней был “голый счет”. Со временем в считалку-пересчет вносились художественные элементы. Считалка стала игрой и в фольклоре нашего времени рассматривается как забава, она представляет собой игру словом, ритмом.
(Еще раз обращаю внимание учащихся к схеме, повторяем основные признаки считалки)
V. Закрепление изученного.
1. Практическая работа в группах.
Задание: используя текст и ритмический рисунок, а также полученные знания о считалке, поработайте критиками. Хочу обратить ваше внимание на то, что критик должен видеть не только недостатки, но и достоинства каждой считалки. Будьте добрыми критиками.
1-я группа
“Жили-были три чертенка, /-/-/-/
И два маленьких котенка. /-/-/-/
Им велели дружно жить, /-/-/-/
А тебе идти водить!” /-/-/-/
Понятна ли картина жизни?
Что можно сказать о звуковом рисунке?
Произнесите считалку с простукиванием ритма.
Есть ли в ней слова, которые рифмуются?
2 группа
“Вышел Бобик из мультфильма, /-/--/-
Вынул пилу из кармана. /-/--/-
Буду резать, буду бить, /-/-/-/
Все равно тебе водить”. /-/-/-/
Что могут сказать критики о ритмическом рисунке этой считалки? (Он нарушен)
Какие слова здесь не рифмуются? Где нарушен ритм?
3 группа
“Раз, два, три, четыре, пять, /-/-/
Вышел робот погулять, /-/-/
И на стройку он зашел, /-/-/
Быстро он построил дом. /-/-/
В этом доме мы живем…” /-/-/
Какое замечание могут сделать критики?
Придумайте конец считалке.
2. Практическая работа в парах.
а) Чтение считалки про себя, затем вслух друг другу.
б) Составление звукового и ритмческого рисунка, счет в парах
3. Творческий эксперимент.
Игра: “Раз, два, три, четыре, пять– учись считалки сочинять!”
1. Раз, два, три, четыре, пять,
….. ……. отвечать!2. Раз, два, три, четыре, пять,
… …. играть!
….. …… …… ……
…… ……. ……. …… !3. Тра – та – та, барабан барабанит,
Тра – та – та, ………. …………..,
Тра – та – та, ………. …………..,
Тра – та – та, ……….. …………..4. Топ – топ – топ, бежал малыш,
Топ – топ – топ, …….. ………..,
Топ – топ – топ, …….. …………
VI. Применение полученных знаний в жизни
А сейчас попробуем применить считалку по назначению.
Для чего нужна считалка в жизни?
Русская народная игра: “В звонари”.
Кого в народе называют звонарем?
Содержание игры. Играющие становятся в круг. При помощи считалки играющие выбирают двоих: “Звонаря” и “Жмурку”. “Звонарь” берет в руку колокольчик, “Жмурка” – полотенце или платок, свернутый жгутом. “Жмурке” завязывают глаза, “Звонарь” вводит его в круг и убегает, звоня в колокольчик. По звуку колокольчика “Жмурка” должен поймать “Звонаря” внутри круга и обхватить его жгутом.
Русская народная игра: “В лавочку-суковаточку”
Содержание игры. “Лавочка-суковаточка” – это любая, достаточно длинная лавка или скамейка. Ребята, выбрав по считалке “водилу”, садятся рядком на лавку. “Водила” ходит-похаживает перед ними, потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Ведь “водиле” вместе с тем, кого он выбрал, нужно пробежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место. Тот, кто остался без места, должен водить следующий кон.
Vll. Итог урока. Рефлексия.
Спасибо вам, добры молодцы и молодушки, за ваше творчество на уроке и активную работу. Что нового узнали на уроке? Какая работа на уроке понравилась больше всего?
В старину любые посиделки заканчивались чаепитием. Говорили: “Не красна изба углами, а красна пирогами”
Ученица: Напекли мы для гостей много разных кренделей!
Все:
Тары-бары-растобары,
Выпьем чай из самовара!
С сухарями,
С кренделями,
С бубликами вкусными,
С сушками, ватрушками.
Ученик:
Приходите, приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!