Цели:
формировать понятия “одушевлённые” и “неодушевлённые” предметы;
развивать умение ставить к словам вопросы кто? что?; умение видеть в слове ошибкоопасные места; мышление, речь, внимание, память;
воспитывать культуру общения, любовь к своей стране.
Оборудование: комьютер, мультимедиапроектор.
ХОД УРОКА
I. Орг. Момент
.II. Минутка красивого письма
.Вы узнаете написание каких букв мы будем закреплять на уроке, если правильно выделите звуки в словах:
1 слайд 1-й звук слова;
2 слайд безударный гласный в слове;
3 слайд звонкий парный согласный в слове;
Какие звуки вы выделили? Какими буквами обозначим?
о а б
Что общего есть у этих букв? Чем отличаются?
Посмотрите на следующую строчку, какую закономерность вы заметили?
оаб ооаб оооааб ооооааабб
Соединение каких букв продолжит запись? оооооааааббб
Пропишите эти соединения.
III. Открытие новых знаний
- Вспомните слова, из которых мы выделяли звуки? Разделите слова на группы? Поставьте вопросы к словам? Почему поставили такие вопросы? Над какой темой будем работать на уроке? Чему будем учиться?
Словарная работа.
- Какое слово лишнее, почему?
- Запись словарных слов капуста и ребята.
- В какой стране мы живём?
- Назовите столицу Российской федерации.
- Запись слова Москва.
- Что можете сказать об этом слове?
4 слайд
Что изображено на слайде?
- Прочитайте пословицу:
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
- Как вы понимаете пословицу?
- Почему так говорят?
- Что Вам запомнилось в Москве?
- Какие ошибкоопасные места встретились в словах?
- Прочитаем орфографически. Закрыли глаза повторили предложение.
Самооценка.
Оцените свои возможности (как правильно вы сможете воспроизвести предложение).
- Письмо по памяти. Самопроверка.
- Запишите ряд однокоренных слов, выделите корень.
Москва, москвич, москвичка, московский
- Почему слово Москва с большой буквы, а остальные с маленькой?
Слайд 5
Какое слово лишнее? Почему? Разделите оставшиеся слова на 2 группы. На какие две группы разделили слова? Почему?
Наблюдение над темой.
Слайд 6
Помогите прицепить вагоны к нужному поезду (по цепочке у доски).
Кто?
Что?
Человек, ребёнок, учитель, друг, медведь, воробей, карась, муха, матрёшка, стол, комната, солнце, трава, дуб, небо, песня, смех, радость, ветер, гроза.
Что обозначают слова, которые попали в группу. Отвечающую на вопрос кто?
- слова, обозначающие людей, животных, названия кукол.
- называют предметы неживой природы, растительного мира, окружающей действительности, явления природы, чувства.
- Кто знает, как можно назвать одним словом слова первой группы, второй группы?
Одушевленные предметы, неодушевлённые предметы.
Вывод: Слова отвечающие на вопрос кто? называют одушевлённые предметы, слова отвечающие на вопрос что? Обозначают неодушевлённые предметы.
Проговаривают в парах.
IV. Закрепление.
Работа в парах распределите слова в два столбика 1-й называют одушевлённые предметы.
2-й неодушевлённые предметы.
Парта, девочка, пенал, кошка, книга, яблоко, груша, кукла, бабушка, портфель, черепаха, попугай.
Самопроверка.
V. Работа по учебнику
с. 30 № 35.Итоги
.Что нового узнали? Как могли бы откорректировать тему урока? Как различают одушевлённых и неодушевлённых предметов?
Дома, по желанию, сочините сказку об одушевлённых и неодушевлённых предметах.
Дидактический материал с.19 № 35.