Интегрированный урок (ИЗО + музыка) по теме "«Детский альбом» П.И. Чайковского. Рождение художественных образов через музыкальные впечатления"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока: осуществить комплексный подход к музыке П.И. Чайковского через межпредметные связи.

Задачи урока:

  • Воздействовать на чувства, эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
  • Развивать воображение, фантазию, чувство красоты.
  • Формировать изобразительные умения и навыки.
  • Научить передавать впечатления с помощью различных художественных приемов.
  • Содействовать возникновению эстетического вкуса.
  • Воспитать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • для учителя музыки – фортепиано, аудиокассеты, компьютер;
  • для учителя изобразительного искусства – компьютер, мультимедийный экран, репродукции и иллюстрации Веры Павловой к “Детскому альбому” П.И.Чайковского;
  • для учеников – листы формата А4, принадлежности для рисования.

Ход урока

Урок открывает музыка. Звучит “Вальс” из сборника П.И. Чайковского “Детский альбом”.

На протяжении более 150 лет музыка Петра Ильича Чайковского неразрывно связана со многими поколениями жизни людей.

Композитор Чайковский создал музыкальные произведения известные во всем мире. Его музыку знают и любят люди разных стран.

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, выразительна и обворожительно красива. С музыкой П.И.Чайковского мы встречаемся еще в самом детстве – это и балеты для детей “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, сборник “Детские песни” и, конечно же, знаменитый “Детский альбом”.

“Детский альбом” включает в себя 24 инструментальные пьесы – очаровательные миниатюры, очень выразительные и разнохарактерные. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Предлагаю вспомнить некоторые эпизоды из жизни композитора. Ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес альбома.

Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью сестры Александры Ивановны Давыдовой. В свободное время П.И.Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры было семеро детей, и Чайковский придумывал для них праздники с кострами, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Тогда-то он и решил написать целый сборник для юных музыкантов.

И вот мы перелистываем страницы “Детского альбома”. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Перед знакомством с каждой пьесой учитель музыки исполняет пьесу на фортепиано. Для того, чтобы дети прониклись содержанием пьес, учитель изобразительного искусства демонстрирует на экране иллюстрации Веры Павловой.

Давайте послушаем, начнем с картинки, которая называется “Зимнее утро”.

“Зимнее утро”.

Сам Петр Ильич родился в маленьком городке. В этой пьесе он изобразил свое детское впечатление. Будто малыш выглянул в окошко и увидел засыпанную снегом улицу и замерзшие окна в домах. Ребята, закройте глаза и послушайте пьесу “Зимнее утро”. <Рисунок 1>

“Сладкая греза”.

Холода на исходе. Скоро весна. “Ждем – не дождемся, – писал он, – когда наступят первые признаки весны. Какая-то непередаваемая истома. Мысли о чем-то приятном скользят, никуда не торопясь и не стремясь ни к чему”. <Рисунок 2,3>

“Песня жаворонка”.

Наверное, мы больше любим наблюдать за природой весной, когда все оживает и воздух звенит от птичьих трелей. Весна – любимая пора и композитора. Он писал: “Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!”

Послушайте ребята музыку и подумайте, как композитор передает пение жаворонка.

Учитель: Какими выразительными средствами изобразил пение жаворонка? Как меняется мелодия?

Ученики: Мелодия, то становится выше, то ниже, мелодия передает щебет этой весенней птички, словно жаворонок то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле.

Учитель: Композитор передает в музыке и детские игры девочек и мальчиков. В играх девочек присутствуют куклы. Любимой игрушке кукле отводится цикл из трех пьес: “Болезнь куклы”, “Похороны куклы”, “Новая кукла”. <Рисунок 4>

“Болезнь куклы”.

Послушаем пьесу “Болезнь куклы”. Какой характер музыки?

Ученики: Музыка рисует, как капают слезы девочки, которая горюет над ее кроваткой. Характер музыки грустный.

Учитель: Но мне больше нравится пьеса “Новая кукла”. (Дети слушают.)

“Новая кукла”.

Учитель: Сколько искрящейся радости в этой пьесе с ее взлетающей мелодией! А теперь познакомимся с игрой мальчиков. Играли ли вы в деревянные солдатики?

Ученики: Да. <Рисунок 5>

“Марш деревянных солдатиков”.

Учитель: Послушаем пьесу под названием “Марш деревянных солдатиков”. Какая музыка по характеру? (Дети слушают.)

Ученики: Музыка легкая, изящная, как бы отчеканивает шаг солдатиков.

Учитель: Это марш – видение, даже марш – призрак; эхо игравшей когда-то далеко, далеко победной музыки. Деревянные фигурки оживут вновь – и в “Щелкунчике”, в сражении с мышиным королем, и только тогда фанфары громко возвестят победу Добра. <Рисунок 6>

“Мазурка”.

Блестящий помпезный танец, пришедший в Россию с польской земли. То было особое искусство танцевать мазурку – со звоном шпор, с гусарской удалью, временами умеряемой женской плавностью. “Дождавшись начала мазурного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких беленьких атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары”. (Толстой Л.Н. “После бала”). <Рисунок 7, 8>

Далее самостоятельная работа детей. Звучит музыка. На уроке царит творческая атмосфера, где каждый ребенок самовыражает себя, изображает на листе бумаги свои впечатления.

Мысленно перелистывая каждую страницу, музыкальные звуки будут рисовать новый образ, и герои альбома будут веселиться и играть, петь и танцевать, мечтать и страдать, удивляться всему, что происходит вокруг.

Завершается урок выставкой детских рисунков. Составляется альбом с творческими работами детей под названием “Детский альбом” П.И.Чайковского.

Выводы:

Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского преследует несколько целей, их можно сформулировать так:

  • обогащение музыкальных впечатлений детей;
  • развитие эмоционального создания выразительных образов посредством различных художественных приемов;
  • воспитание творческого самовыражения, музыкально-художественного вкуса.