Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", организация целенаправленной методической работы по реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных школах требуют коренного улучшения работы с педагогическими кадрами внутри образовательного учреждения.
Основные требования в примерной образовательной программе основного общего образования предъявляются к планируемым результатам освоения основного общего образования, которые определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Основные трудности в методическом обосновании опыта будут связаны именно с УУД.
Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность.
Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей методической системы работы по формированию универсальных учебных действий.
Подобная работа даст возможность расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках семинаров, приучает мыслить по-новому.
Целью семинара является формирование умения видеть основных видов универсальных учебных действий.
Мы предлагаем использовать интерактивное обучение. Это связано, во-первых, с тем, что, делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы говорили выше, опыт у учителей есть.
Интерактивные методы обучения обладают рядом преимуществ [Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008; 12-13]:
1. Позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.
2. Повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
3. Позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения.
Самой распространенной интерактивной формой обучения является групповая работа, в том числе работа малыми группами.
В рамках этого этапа предлагается проанализировать ситуации и найти в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа сначала выступят мультфильмы; а затем виды заданий из учебно-методических комплексов.
Работа организуется малыми группами, причем формирование групп может меняться.
План работы семинара
Блок Цветовое настроение "Лакмусовая бумажка"
Цель: определить, какое настроение у слушателей в начале семинара.
Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он пришел на семинар, выбрать бумажку этого цвета и прикрепить ее на доску (таблица составлена в соответствии с символикой цвета, но можно ее изменить в соответствии с собственными целями)
Серый цвет | Тоскливое, пассивное |
Желтый цвет | Радостное, бодрящее |
Лиловый, фиолетовый цвета | Сдержанное |
Красный цвет | Активное |
Зеленый цвет | Спокойное |
Голубой цвет | Мечтательное |
Черный цвет | Серьезное |
Белый цвет | Легкое |
Блок Теоретический
Цель: познакомить коллег с разными видами универсальных учебных действий: личностными, познавательными, коммуникативными и регулятивными.
Для этого можно воспользоваться следующей литературой:
- Виды чтения [Электронный документ] // http://scholar.urc.ac.ru/courses/German/kinds.html
- Федотов, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный документ] // http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.
Блок Практический
Этап 1 (приложение 1)
Цель: найти разные виды УУД в мультфильме "Котенок с улицы Лизюкова"
Перед началом просмотра мультфильма коллектив разбивается на 4 группы. Это экономит время, но в то же время способствует продуктивному усвоению теоретического материала.
- 1 группа отбирает личностные УУД,
- 2 группа анализирует коммуникативными УУД,
- 3 группа выписывает познавательные УУД,
- 4 группа формулирует регулятивные УУД
После просмотра мультфильма один представитель от группы презентует результаты работы, поясняя каждое УУД (это могут быть и те, которые не сформировались): где, в какой части мультфильма можно об этом говорить.
Этап 2 (приложение 2)
Педагогам предлагаются 3-4 задания из математики, биологии, русского языка, технологии (можно взять и другие предметы). Их задача: определить, какие из предложенных заданий направлены на формирование 1-2 видов УУД, а какие предлагают подойти к формированию и развитию УУД комплексно. Работа выполняется в группе, причем состав группы может (и нужно) быть разнообразным. В группу могут входить учителя математики, истории, физкультуры и т.д.
Блок Цветовое настроение "Лакмусовая бумажка"
Цель: определить, какое настроение у слушателей в конце семинара.
Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он уходит с семинара.
Этот прием "Лакмусовая бумажка" позволит опередить, насколько данная тема была доступна педагогическому коллективу для понимания. А это очень важно, так как вся работа учителя (урочная и внеурочная) будет направлена на то, чтобы формировать и развивать у учащихся универсальные учебные действия.
Литература
1. Круглый стол. 7 шагов навстречу Новым
образовательным стандартам: роль психолога/
Формирование универсальных учебных действий // http://www.socobraz.ru/index.php/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%
B9_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_7_%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2_%
D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%83_%D0%9
D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%
D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%
BC_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%
D0%BC:_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%
D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0