Знание – это капитал, защищённый от инфляции…
Реализация Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартов и внедрение новых планов и программ требует от педагога новой организации труда, изменения классно-урочной системы. В соответствии с требованиями современности изменения должны произойти и в методическом обеспечении урока.
Капитал принято хранить в банках. В нашей ситуации, в век всеобщей компьютеризации, свой капитал лучше хранить в электронном виде.
Говоря о методическом обеспечении урока, мы имеем в виду, прежде всего методические разработки, которые применяются с целью повышения эффективности проведения уроков.
Повышение эффективности обучения – дело нелёгкое и требует определённого умения и труда.
Рассматривая данный вопрос, можно выделить такие проблемы как: недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Активизация познавательной деятельности – это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет самостоятельная работа.
Здесь мы можем предложить учащимся:
- чтение нового материала и составление плана
- работа с иллюстрациями и рисунками
- составление опорного конспекта
- поиск ответов на вопросы
- составление карты памяти
Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения.
При демонстрации пособия нужно не только показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить главную мысль. В дальнейшем пособие нужно использовать для закрепления и повторения материала.
Максимально полная реализация принципа наглядности – это внедрение ИКТ. Основная составляющая ИКТ – это презентации, которые предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Хорошо сделанная презентация может активизировать учащихся, привлечь их внимание и пробудить интерес к предмету.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Любая методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или повышение качества подготовки по учебным специальностям.
Электронное пособие должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе.
Итак, какую же информацию, и какие методические разработки может содержать электронное пособие?
Это:
- Слайды или презентация
- Выдержки (интересные и полезные сведения, исторические материалы)
- Видеоролики
- Видеолекции
- Опорные конспекты
- Схемы, рисунки, чертежи
- Словарная работа
- Контрольные вопросы или задания
- Промежуточные или итоговые тесты
Предлагаемая форма методического обеспечения уроков предусматривает блочно – модульное изложение темы, комплекс учебных занятий, объединённых общей темой и целевой установкой.
При таком подходе происходит многократная отработка учебного материала с использованием разнообразных источников информации.
При применении электронного пособия можно сочетать традиционные формы обучения, активные формы, а также самостоятельное освоение учащимися учебного материала.
В качестве примера я продемонстрирую электронное пособие по одной из тем программы по предмету “Технология производства химических продуктов”.
Тема программы: Производство кальцинированной соды
В пособии имеется:
- презентация по теме программы, которую мы составляли вместе с учащейся группы №2 Матлиной Юлей; (Приложение 1)
- видеоролик, которым с нами поделились работники музея БСЗ; (Приложение 2 - за видеоприложением обращайтесь, пожалуйста, к автору)
- выдержки, содержащие исторические справки; (Приложение 3)
- схемы и рисунки, касающиеся данного производства; (Приложение 4)
- словарная работа; (Приложение 5)
- контрольные вопросы, для контроля знаний; (Приложение 6)
- промежуточный тест. (Приложение 7)
Таким образом, предлагаемая форма методического обеспечения урока – электронное пособие, помогает решить следующие проблемы:
- обеспечить изучение и усвоение материала каждым учащимся в отведённое программой время;
- выдержать методику изучения дисциплины;
- организовать как индивидуальное, так и коллективное повторение учащимися материала при подготовке к экзаменам или контролю знаний;
- поэтапно контролировать качество освоения материала;
- предоставить возможность самостоятельного устранения пробелов в знаниях.