Электронное пособие – одна из форм методического обеспечения урока

Разделы: Общепедагогические технологии


Знание – это капитал, защищённый от инфляции…

Реализация Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартов и внедрение новых планов и программ требует от педагога новой организации труда, изменения классно-урочной системы. В соответствии с требованиями современности изменения должны произойти и в методическом обеспечении урока.

Капитал принято хранить в банках. В нашей ситуации, в век всеобщей компьютеризации, свой капитал лучше хранить в электронном виде.

Говоря о методическом обеспечении урока, мы имеем в виду, прежде всего методические разработки, которые применяются с целью повышения эффективности проведения уроков.

Повышение эффективности обучения – дело нелёгкое и требует определённого умения и труда.

Рассматривая данный вопрос, можно выделить такие проблемы как: недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Активизация познавательной деятельности – это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления учащихся имеет самостоятельная работа.

Здесь мы можем предложить учащимся:

  • чтение нового материала и составление плана
  • работа с иллюстрациями и рисунками
  • составление опорного конспекта
  • поиск ответов на вопросы
  • составление карты памяти

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения.

При демонстрации пособия нужно не только показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить главную мысль. В дальнейшем пособие нужно использовать для закрепления и повторения материала.

Максимально полная реализация принципа наглядности – это внедрение ИКТ. Основная составляющая ИКТ – это презентации, которые предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Хорошо сделанная презентация может активизировать учащихся, привлечь их внимание и пробудить интерес к предмету.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Любая методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или повышение качества подготовки по учебным специальностям.

Электронное пособие должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе.

Итак, какую же информацию, и какие методические разработки может содержать электронное пособие?

Это:

  • Слайды или презентация
  • Выдержки (интересные и полезные сведения, исторические материалы)
  • Видеоролики
  • Видеолекции
  • Опорные конспекты
  • Схемы, рисунки, чертежи
  • Словарная работа
  • Контрольные вопросы или задания
  • Промежуточные или итоговые тесты

Предлагаемая форма методического обеспечения уроков предусматривает блочно – модульное изложение темы, комплекс учебных занятий, объединённых общей темой и целевой установкой.

При таком подходе происходит многократная отработка учебного материала с использованием разнообразных источников информации.

При применении электронного пособия можно сочетать традиционные формы обучения, активные формы, а также самостоятельное освоение учащимися учебного материала.

В качестве примера я продемонстрирую электронное пособие по одной из тем программы по предмету “Технология производства химических продуктов”.

Тема программы: Производство кальцинированной соды

В пособии имеется:

  • презентация по теме программы, которую мы составляли вместе с учащейся группы №2 Матлиной Юлей; (Приложение 1)
  • видеоролик, которым с нами поделились работники музея БСЗ; (Приложение 2 - за видеоприложением обращайтесь, пожалуйста, к автору)
  • выдержки, содержащие исторические справки; (Приложение 3)
  • схемы и рисунки, касающиеся данного производства; (Приложение 4)
  • словарная работа; (Приложение 5)
  • контрольные вопросы, для контроля знаний; (Приложение 6)
  • промежуточный тест. (Приложение 7)

Таким образом, предлагаемая форма методического обеспечения урока – электронное пособие, помогает решить следующие проблемы:

  • обеспечить изучение и усвоение материала каждым учащимся в отведённое программой время;
  • выдержать методику изучения дисциплины;
  • организовать как индивидуальное, так и коллективное повторение учащимися материала при подготовке к экзаменам или контролю знаний;
  • поэтапно контролировать качество освоения материала;
  • предоставить возможность самостоятельного устранения пробелов в знаниях.