Из опыта работы по формированию образной речи. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Экскурсия в зоопарк"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • упражнять детей составлении разных типов рассказов (описание, рассуждение, повествование по пословице);
  • упражнять в толковании фразеологизмов, в подборе определений, синонимов, антонимов, сравнений, развивать интерес к этимологии слова «зоопарк»;
  • закрепить навыки словообразования путем соединения двух простых слов, активизировать в речи притяжательные прилагательные;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку.

Словарная работа: медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, смотреть волком.

Материал: картинки с изображением фразеологизмов, словарь, картинки с изображением животных, заготовки для книги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день, светит солнце – значит, день … (солнечный); тепло, значит, день – … (теплый).
– Утром по телевидению объявили, что сегодня  – день животных.
– В связи с этим событием объявлен конкурс на самую лучшую книгу о животных.
– Вы хотели бы участвовать в конкурсе? (Да)
– Как вы думаете, с чего начать написание книги?  (Высказывания детей)
– Любая книга начинается с подготовки материала. Все необходимые материалы для книги должны быть собраны заранее. Поэтому нам нужно собрать интересные идеи о животных.
– Ребята, обложка книги  уже есть. (Показ обложки). А самые интересные ваши идеи, которые вы будете предлагать, я буду записывать.
– Скажите, где можно встретить животных? (В лесу, в деревне, в зоопарке)
– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зоопарк, чтобы больше узнать о жизни  зверей.
– Вслушайтесь в это слово – «зоопарк». Что же означает слово «зоопарк»? (Ответы детей)

Работа со словарем: на иностранном языке слово «зоо» означает – «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно.
– Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей).  Парк, в котором живут животные, т.е. зоопарк.
– Животных здесь «видимо-невидимо».
– Ребята, что означает выражение «невидимо-невидимо»,  каким другим интересным выражением  можно его заменить? (Тьма-тьмущая, пруд пруди, очень много)
– А кто обитает в этом теплом, уютном зоопарке, вы  сможете узнать, если  отгадаете, чей это хвост, чья голова.

Игра «Чей хвост, чья голова?»

(Из-за забора выглядывают хвосты, головы животных)

– В зоопарке живут  также и животные жарких стран.
– А какие, вы узнаете, если добавите словечко.

Игра «Добавь словечко»

  • Здесь живут полосатые, хищные … (тигры).
  • А также ловкие, хвостатые … (обезьяны).
  • Большие, толстокожие … (бегемоты).
  • Сильные, гривастые … (львы).
  • Пугливые, полосатые … (зебры).
  • Пятнистые … (жирафы).
  • Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).
  • Медлительные … (черепахи).
  • А еще огромные и сильные … (слоны).

– А теперь на зверей  посмотрите  и красиво говорите!
Они какие? (Смешные, замечательные, игривые, внимательные, заботливые…)

Игра «Скажи, какой?»

– Если  у тигра быстрые ноги, то он …
– Если у льва острые зубы, то он …
– Если у обезьяны длинный хвост, то она …
– Если  у  черепахи короткие ноги, то она …
– Если у зайца короткий хвост, то он …
– Если у бегемота толстая кожа, то он …
– Если у верблюда два горба, то он …

Игра «Слова наоборот»

– Заяц быстрый, а черепаха … (медлительная).
– У обезьяны длинный хвост, а у зайца … (короткий).

– В нашем  зоопарке животные хорошо выглядят, здоровы, активны и не болеют. Докажите, что питомцам зоопарка очень хорошо в зоопарке. (Доказательная речь детей)

– Чтобы еще лучше жилось питомцам в зоопарке, подарим им лучистое солнце.

Кинезилогоические упражнения «Зеркальное рисование руками в воздухе»

– Материалом для книги могут быть наши наблюдения и заметки о животных. Поэтому следующей страничкой  нашей книги  будут описательные рассказы о животных. А описывать мы будем по схеме:

  • Как называется животное?
  • Каков его внешний вид: размер, строение, окраска? Каковы его повадки?
  • Где оно живет?
  • Чем питается?
  • Как зимует?
  • Кто его детеныши?
  • Кто его враги?
  • Отношение к животному.

– Самый лучший рассказ мы напишем  в  нашей книге. (Рассказы детей)
– Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешним видом, чтобы показать, какой это человек.

– Для нашей книги  понадобится   страничка под названием  «Фразеологический зверинец».

Дополните  выражение:

  • Голоден, как … (волк)
  • Труслив, как ... (заяц)
  • Здоров, как … (бык)
  • Колючий, как … (еж)
  • Хитёр, как … (лиса).

– Ребята, материалом для книги могут быть архивные данные.В архиве зоопарка нашлись старые записи  с выражениями «смотреть волком», «вертеться как белка в колесе», «медвежья услуга».
– Что они означают, мы узнаем из словаря (работа с фразеологическим словарями по командам).
– Ребята, в зоопарке работники должны были повесить вывеску для посетителей, но слова рассыпались. Поможем работникам собрать вывеску.

Игра «Слова рассыпались»
Дети на столе собирают из частей пословицу: «Собака человеку – неизменный друг».

– Разложите слова так, чтобы получилась пословица.
– Какая пословица  получилась?
– Ребята, что означает эта пословица?

– Я предлагаю придумать историю  о животных по пословице: «От волка бежал, да на медведя попал». Истории, придуманные вами, пригодятся для написания книги.

Итог занятия

– Мы собрали очень интересный и необходимый материал для новой книги. Интересная книга у нас получится? Остается только потрудиться над изданием книги, чем мы и займемся в ближайшее время. Вы – настоящие писатели.