Программное содержание:
- упражнять детей составлении разных типов рассказов (описание, рассуждение, повествование по пословице);
- упражнять в толковании фразеологизмов, в подборе определений, синонимов, антонимов, сравнений, развивать интерес к этимологии слова «зоопарк»;
- закрепить навыки словообразования путем соединения двух простых слов, активизировать в речи притяжательные прилагательные;
- развивать интонационную выразительность речи;
- воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку.
Словарная работа: медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, смотреть волком.
Материал: картинки с изображением фразеологизмов, словарь, картинки с изображением животных, заготовки для книги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня
день, светит солнце – значит, день … (солнечный);
тепло, значит, день – … (теплый).
– Утром по телевидению объявили, что сегодня
– день животных.
– В связи с этим событием объявлен конкурс на
самую лучшую книгу о животных.
– Вы хотели бы участвовать в конкурсе? (Да)
– Как вы думаете, с чего начать написание
книги? (Высказывания детей)
– Любая книга начинается с подготовки материала.
Все необходимые материалы для книги должны быть
собраны заранее. Поэтому нам нужно собрать
интересные идеи о животных.
– Ребята, обложка книги уже есть. (Показ
обложки). А самые интересные ваши идеи, которые
вы будете предлагать, я буду записывать.
– Скажите, где можно встретить животных? (В
лесу, в деревне, в зоопарке)
– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в
зоопарк, чтобы больше узнать о жизни зверей.
– Вслушайтесь в это слово – «зоопарк». Что же
означает слово «зоопарк»? (Ответы детей)
Работа со словарем: на иностранном
языке слово «зоо» означает – «животное», а слово
«парк» всем вам хорошо известно.
– Что получится, если соединить эти слова? (Ответы
детей). Парк, в котором живут животные, т.е.
зоопарк.
– Животных здесь «видимо-невидимо».
– Ребята, что означает выражение
«невидимо-невидимо», каким другим интересным
выражением можно его заменить? (Тьма-тьмущая,
пруд пруди, очень много)
– А кто обитает в этом теплом, уютном зоопарке,
вы сможете узнать, если отгадаете, чей это
хвост, чья голова.
Игра «Чей хвост, чья голова?»
(Из-за забора выглядывают хвосты, головы животных)
– В зоопарке живут также и животные жарких
стран.
– А какие, вы узнаете, если добавите словечко.
Игра «Добавь словечко»
- Здесь живут полосатые, хищные … (тигры).
- А также ловкие, хвостатые … (обезьяны).
- Большие, толстокожие … (бегемоты).
- Сильные, гривастые … (львы).
- Пугливые, полосатые … (зебры).
- Пятнистые … (жирафы).
- Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).
- Медлительные … (черепахи).
- А еще огромные и сильные … (слоны).
– А теперь на зверей посмотрите и
красиво говорите!
– Они какие? (Смешные, замечательные,
игривые, внимательные, заботливые…)
Игра «Скажи, какой?»
– Если у тигра быстрые ноги, то он …
– Если у льва острые зубы, то он …
– Если у обезьяны длинный хвост, то она …
– Если у черепахи короткие ноги, то она …
– Если у зайца короткий хвост, то он …
– Если у бегемота толстая кожа, то он …
– Если у верблюда два горба, то он …
Игра «Слова наоборот»
– Заяц быстрый, а черепаха … (медлительная).
– У обезьяны длинный хвост, а у зайца … (короткий).
– В нашем зоопарке животные хорошо выглядят, здоровы, активны и не болеют. Докажите, что питомцам зоопарка очень хорошо в зоопарке. (Доказательная речь детей)
– Чтобы еще лучше жилось питомцам в зоопарке, подарим им лучистое солнце.
Кинезилогоические упражнения «Зеркальное рисование руками в воздухе»
– Материалом для книги могут быть наши наблюдения и заметки о животных. Поэтому следующей страничкой нашей книги будут описательные рассказы о животных. А описывать мы будем по схеме:
- Как называется животное?
- Каков его внешний вид: размер, строение, окраска? Каковы его повадки?
- Где оно живет?
- Чем питается?
- Как зимует?
- Кто его детеныши?
- Кто его враги?
- Отношение к животному.
– Самый лучший рассказ мы напишем в
нашей книге. (Рассказы детей)
– Ребята, очень часто людей сравнивают с разными
животными или их поведением, внешним видом, чтобы
показать, какой это человек.
– Для нашей книги понадобится страничка под названием «Фразеологический зверинец».
Дополните выражение:
- Голоден, как … (волк)
- Труслив, как ... (заяц)
- Здоров, как … (бык)
- Колючий, как … (еж)
- Хитёр, как … (лиса).
– Ребята, материалом для книги могут быть
архивные данные.В архиве зоопарка нашлись старые
записи с выражениями «смотреть волком»,
«вертеться как белка в колесе», «медвежья
услуга».
– Что они означают, мы узнаем из словаря (работа с
фразеологическим словарями по командам).
– Ребята, в зоопарке работники должны были
повесить вывеску для посетителей, но слова
рассыпались. Поможем работникам собрать вывеску.
Игра «Слова рассыпались»
Дети на столе собирают из частей пословицу:
«Собака человеку – неизменный друг».
– Разложите слова так, чтобы получилась
пословица.
– Какая пословица получилась?
– Ребята, что означает эта пословица?
– Я предлагаю придумать историю о животных по пословице: «От волка бежал, да на медведя попал». Истории, придуманные вами, пригодятся для написания книги.
Итог занятия
– Мы собрали очень интересный и необходимый материал для новой книги. Интересная книга у нас получится? Остается только потрудиться над изданием книги, чем мы и займемся в ближайшее время. Вы – настоящие писатели.